Бронетехника 11-й добровольческой панцергренадерской дивизии СС "Нордланд".
Бронетехника 11-й добровольческой панцергренадерской дивизии СС "Нордланд".Бронетехника 11-й добровольческой панцергренадерской дивизии СС "Нордланд". В этой статье речь пойдёт о бронетехнике 11-й добровольческой панцергренадерской дивизии СС "Нордланд". Сразу хотелось бы заметить, что о наличии в этой дивизии бронетехники существует несколько устоявшихся мифов и заблуждений, большинство из которых основано на книге "Tragödie um die Treue: Kampf und Untergang des III. (Germ.) SS-Panzer-Korps" за авторством ветерана СС Вильгельма Тике (Wilhelm Tieke), впервые опубликованной на немецком языке ещё в 1968 году. В этой статье я попытался объединить разрозненную информацию о бронетехнике дивизии СС "Нордланд", развеять несколько заблуждений и коротко рассказать о боевом пути этой дивизии.
501/424 s.Pz.Abt “Tiger”. Уничтожение в деталях.501/424 s.Pz.Abt “Tiger”. Уничтожение в деталях. 501 тяжёлый танковый батальон, понёсший большие потери в августе-сентябре 1944 (до 50%), был осенью пополнен танками «Tiger» Е из 509 ТТБ. В декабре 44г. он переподчинён XXIVPzK и переименован в 424 ТТБ. Немецкое командование видя подготовку нового советского наступления 6 января приказывает перебросить 501/424 батальон из сектора Островец в сектор Кие-Влошовице, 15 км западнее Хмельник. Протесты командования батальона, основанные на танконедоступности нового места действий (многочисленные ручьи, заболоченные участки), не принимаются. К началу Советского наступления батальон не полностью закончил переброску (В.Шнайдер). К 12 января 1945 батальон имел 52 танка боеготовыми (1 в ремонте), из них 30 «Tiger» Е, три “Bergetiger” (эвакуаторы без башни), и один «Bergepanther». 501/424 ТТБ должен был поддерживать 17ТД. Данные по численности 17ТД: 58 PzIV, 21 PzIV604/10 L70(V), 17 PzIV604/9 L70(A), плюс 9 СУ «Мардер», 5 комтанков на базе PzIII, 26 артСАУ (Веспе, Хуммель, Грилле), 194 БТР(SPW). Производство тяжелых танков Tiger Ausf.BПроцесс сборки корпусов и башен был описан мной в статье на warspot. Темой данной статьи является последующая сборка танков Tiger Ausf.B из комплектующих, поставляемых непосредтвенно от производителей на единственный завод-сборщик данных машин - фирму Henschel & Sohn. Корпуса и башни с фирм Krupp, DHHV и Skoda отправлялись в Кассель. Корпуса поступали на завод Henschel & Sohn. Башни — на завод Wegmann Waggonfabrik AG. Под сборку танков Tiger II на заводе Henschel & Sohn было выделено 2 цеха. В послевоенном английском отчете Preliminary Survey of German AFV Plants, посвященном немецким предприятиям по производству вооружений, данные цеха обозначены номерами 3 и 5. В цеху № 3 проводилась механическая обработка полученных корпусов и сборка базового шасси. В цеху № 5 проводилась окончательная сборка танков из базовых шасси, полученных из цеха № 3, и башен, полученных от завода Wegmann Waggonfabrik AG. Общая схема завода Henschel & Sohn и схема цеха по сборке танков Tiger II
Tiger Ausf.B. Разработка.История будущего самого тяжелого серийного танка Второй мировой войны берет начало в мае 1941-го из уже тогда наметившегося противостояния брони и снаряда. Еще до боев на Восточном фронте немецкое командование понимало необходимость наращивания огневой мощи своих танков. Внимание тогда было сосредоточено вокруг 88-мм зенитной пушки. На тот момент фирма F. Krupp уже работала над заказом по изготовлению башен с 88-мм танковым орудием с длиной ствола в 56 калибров для установки на танк VK 30.01 (P) фирмы Porsche K.G. Однако Гитлером было выдвинуто требование об установке на будущие тяжелые танки орудия, способного на дистанции 1500 м пробивать бронелист толщиной 100 мм. Таким требованиям отвечало зенитное орудие flak 41, разработанное фирмой Rheinmetall-Borsig AG. В июне 41-го вопрос об установке в качестве танкового вооружения орудия flak 41 встал уже применительно к проекту VK 45.01. Учитывая пожелание Гитлера, Порше обещал рассмотреть возможность установки flak 41 на свой проект тяжелого танка. Однако, как следует из официальной переписки, на деле от этой идеи всячески открещивались, ведь для VK 45.01 (P) уже была готова башня, спроектированная фирмой F. Krupp при непосредственном участии Porsche K.G., с 88-мм орудием с длиной ствола в 56 калибров. Установка более мощного орудия потребовала бы значительных изменений в конструкции уже разработанной башни. В 6-м управлении вооружений остались недовольны данным проектом и предложили фирмам F. Krupp и Rheinmetall разработать перспективную башню с использованием flak 41 в качестве основного вооружения. При этом перспективная башня должна была иметь возможность установки как на VK 45.01 фирмы Porsche K.G., так и на VK 45.01 фирмы Henschel. Однако работы по новой башне велись крайне медленно, и в итоге проект VK 45.01 остался с башней фирмы F. Krupp и 88-мм орудием KwK 36 /L56. Впрочем, идеи перевооружения этого танка орудием с длиной ствола в 71 калибр не оставляли немецкое командование, и очередное так и не реализованное решение о перевооружении было принято 14 июля 1942 года. На тот момент разработка башни с орудием flak 41 была отнесена уже к проекту другого тяжелого танка — VK 45.02. Общий концепт башни был готов лишь к апрелю 1942 года. Танковые бои. Часть 2. За Днестром, от Незвиско до Коломыи.Танковые бои. Часть 2. За Днестром, от Незвиско до Коломыи. В первой декаде апреля 11 СК, оторванный от 1ГвА, действовал в составе 1ГвТА, которая была разбросана вдоль Днестра. 11ТК пытался воспрепятствовать выходу из окружения 1PzA Хубе, атакуя в северном направлении от левого берега Днестра. 8МК вёл бои под г. Станиславов, частью сил поддерживая действия СД южнее к госгранице СССР. От Станиславов на 1ТА давила 1 Армия венгров, с переброшенной в начале апреля 2ТД (вен.). Штаб 1УФ озабоченный прорывом немцев уделял мало внимания Станиславовскому направлению. Снабжение 11СК и 8МК было отвратительным, войска не закрепились на достигнутых рубежах. Немцы, расширяя прорыв южнее Бучач, стали давить на 18СК с востока и севера мелкими частями 6, 16 и 17ТД, прижимая его к левому берегу Днестра. Попытки 1ТА 11ТК помочь, остановить немцев успеха не принесли, броды стали не доступны из-за паводка, недостроенный мост смыло, 11СК занимал рубежи от Надвурна до Коломыи.
В начале второй декады апреля 18СК практически прижатый к Днестру был вынужден переправиться на южный берег, в районе излучин, некоторые части в полном беспорядке. |
|
|
|
|
|
Страница 2 из 3 |