Статьи

Январское побоище.

                                             Январское побоище. Бои между Винницей и Уманью.

                                                           Или Прохоровский рецедив.

  Малоизвестная страница истории Великой Отечественной Войны, хотя вокруг неё создано достаточно легенд. «…Полк «Бэке», Балабановка», «260 уничтоженных танков», говорят с оной стороны, с другой-в ответ: «ничего подобного не было», всё было не так, и «мы вообще победили». Попытка разобраться, что было на самом деле.

                                                                                                    Предыстория

 1 Украинский фронт продолжив наступление в декабре 1943г. вышел к январю 44 на линию Житомир, Бердичев, Казатин, Погребище. В январе части 1 ТА продолжали наступление в обход Винницы с востока, 40 А 1 УФ в первой декаде января вышла передовыми отрядами в район 30 км севернее Умани. Немецкий штаб Группы Армий пришлось переводить из Винницы в Проскуров. Между 4 PzA и 1 PzA оказалась брешь примерно в 75 км. Этот участок передавался 1 PzA, командир Ханс Хубе, в этот сектор незамедлительно стали перебрасываться части 3 PzK (6ТД, 17ТД, 101 ГСД), части 7 АК, и 16ТД.

 503 ТТБ в конце декабря перебрасывался из-под Кировограда в район Монастырище-Христиновка, 25 танков, из них 4 исправных на конец декабря 43. К 3 января в Жмеринку, юго-западнее Винницы, прибыло из Германии 45 «тигров», новые танки имели многочисленные производственные дефекты, нёсшие, чуть ли не следы саботажа. 11 возгораний двигателей, один «тигр» сгорел полностью. Два десятка «старых» повреждённых «тигров» находились в районе г. Умань. 503, как и 506ТТБ испытывал серьёзные проблемы с транспортировкой из-за нехватки платформ SSyms. 506ТТБ, 13 «тиграми» прибыл под Винницу в конце декабря. С 2 по 14 января действовал вместе с 17 ТД. На 14.01 все танки 506 были в ремонте.

Подробнее...
 
 

Прорыв в январе 1945, бои за Кельце.

Прорыв в январе 1945, бои за Кельце.

 Начало истории.

  Готовясь к новым наступлениям, в Новом 1945 году, Советский Союз сосредоточил огромные силы, чтобы не оставить противнику ни малейшего шанса удержаться или что-то изменить.

 1 Украинский фронт к концу декабря 44 имел до 60 стрелковых дивизии, 2817 танков и СУ, 7960 стволов артиллерии. Непосредственно перед операцией группировка 1 УФ насчитывала уже до 70 СД, 3615 танков и СУ и 9548 стволов артиллерии. Основная масса артиллерии и бронетехники была сосредоточена на участках прорыва 13 и 52 армий, в полосе которых должны были наступать, соответственно, 4 и 3 Гвардейские танковые армии.

 Группировка противника была значительно слабее. На передовом рубеже находились 7 пехотных и 1 панцергренадирская (20 PzGrD) дивизия, 2 танковых дивизии (16 PzD и 17 PzD) располагались за основной полосой обороны. В глубине находились 2 охранные дивизии, запасные полки, и отд. пульбаты. Артиллерии менее 1000 стволов и до 420 единиц бронетехники в двух танковых, одной панцергренадирской, и в трёх дивизионах штурмовых орудий. В это число входит и 501(424) ТТБ танков «Тигр».

 12 января наступление 1УФ, началось в 6ч. предварительной артподготовкой, а в 10 часов основной.         Прорыв немецкой обороны организовывался: в полосе 13А – 8 км, и в полосе 52А – 10 км, плотность артиллерии 212 и 230 стволов на километр фронта. Пехоту поддерживали танки и СУ пехотной поддержки в количестве 20-30 штук на 1 км фронта прорыва. Немецкое боевое охранение находящееся в первой траншее с началом артподготовки её оставило, затем было выбито из 2 и 3 траншей первой полосы обороны шириной 5-8 км. Пленные сообщали, что 11.1.45 командование их предупредило о наступлении Красной Армии 12.1, и приказало организовано отходить в западном направлении. После овладения третьей траншеей была дана команда двигаться передовым отрядам танкармий, которые во второй половине 12 января, с 14 до 17ч, начали обгонять пехоту.

Подробнее...
 

212-й

Подробнее...

 

Имя главного героя боя 13 июня 1944 года в Вильер-Бокаж хорошо известно, так же общепринято считать, что в этом бою он атаковал англичан на Тигре 212. Но при этом, нет ни одного фото Тигра Виттмана брошенного в Вильер-Бокаж, на котором был бы виден тактический номер танка. Так почему же это был именно 212-ый?


 В начале повествования сразу же оговорюсь, данная работа это исследование более чем десятилетней давности моего друга и коллеги Яна Жуо (YannJouault), вторая часть статьи это совсем свежее исследование Яна. Я всего лишь адаптировал его изыскания для русскоязычных любителей военной истории, при этом позволил себе внести некоторые дополнения.

 Долгое время номер Тигра 2-ой роты 101 ттб СС брошенного и сожженного в центре Вильер-Бокаж оставался неизвестным. То, что это именно тот Тигр на котором Виттман совершил свой знаменитый рейд, не вызывало никакого сомнения, поскольку по сведениям участников того боя, только один Тигр 2-ой роты был потерян в городе, Тигр Виттмана. 

Подробнее...
 

Виллер-Бокаж. Экипаж Тигра №212 Михаэля Виттмана

Вероятно многие, из тех, кто интересуется историей ВМВ, знают о сражении в Виллер-Бокаж, произошедшем 13 июня 1944 года. Всем известно имя главного героя того боя, но только лишь узкий круг лиц знает имена членов его экипажа, разделивших с ним успех и переживших свой звездный час танкиста.


Подробнее...

7 июня 1944 года. Колонна Тигров 2-ой роты 101 ттб СС на изгибе дороги №316 между Безу-ля-Форе и Морни. На переднем плане Тигр №211 Юргена Весселя, за ним следует Тигр №212 Бальтазара Волля.


Имена четырех из пяти членов экипажа Тигра №212 Виттмана, участвовавших в атаке на Вилльер-Бокаж, известны. Это сам Виттман, водитель унтершарфюрер Вальтер Мюллер, заряжающий штурмманн Гюнтер Болдт и радист штурмманн Гюнтер Йонас. Имя наводчика до сих пор нигде не упоминалось.

В книге Патрика Агте (Michael Wittmann and the Waffen SS Tiger Commanders of the Leibstandarte in WWII) о награждённых 20 июня немецких танкистах сообщается следующее:

 «Спустя семь дней после победы в Виллер-Бокаж, солдаты, принявшие участие в бою, получили награды от штурмбанфюрера фон Вестернхагена. Штурмманны Гюнтер Болдт и Гюнтер Йонас, представленные 15 марта 1944 к награждению Железным Крестом второго класса за бои в России, но не получившие награды, поскольку находились в госпитале, 20 июня получили Железные Кресты первого и второго класса. Водитель Виттмана, унтершарфюрер Вальтер Мюллер, получил Железный Крест, первого класса. Кроме них во 2-ой роте были награждены Железным Крестом второго класса унтершарфюрер Херберт Боден и штурмманны Юлиус Лушер, Эрих Дитл, Йоханн Шмидтбауер и Макс Шульце.»

Подробнее...
 

Деформирующий камуфляж РККА (1939 год)

В настоящей публикации приводится несколько вариантов крупнопятнистого камуфляжа, а также эталоны цветов для его нанесения.  Хотелось бы отметить, что приведенный камуфляж не является типовым, а нанесен в единичном экземпляре специально для проведения испытаний по деформирующей окраске, состоявшихся летом 1939 года на полигоне в Кубинке.

Опытному сравнению подверглись колесные и гусеничные машины защитной одноцветной гладкой окраски, деформирующего гладкого крупнопятнистого многоцветного покрытия и деформирующей мелкопятнистой многоцветной окраски. Всего на испытание было выведено 17 машин из которых 6 машин имели деформирующую крупнопятнистую окраску, 6 мелкопятнистую деформирующую и 5 машин обычное защитное покрытие.

 Ниже приведем выписки из отчета по испытаниям, а также рекомендации, составленные по их итогам:

Подробнее...
 

Танки ИС-1 и ИС-2. Обзор экстерьера


Подавляющее большинство танков ИС-1 и ИС-2 вышло из сборочных цехов  одного предприятия - Челябинского Кировского завода. Ремарку, связанную с эпитетом «подавляющее большинство», приходится сделать из за того, что, как часто случается, когда мы говорим о советской промышленности, периода войны,  и здесь есть свое исключение - в 45-м году некоторое число ИС-2 было собрано в Ленинграде.

 В данной статье вопросы, связанные с датами производства, спецификой сборочных заводов, специально рассматриваться не будут (не располагаю достаточной информацией, и не ставлю подобной задачи), работа посвящена другому вопросу, гораздо более насущному для моделиста - особенностям экстерьера танков ИС-1 и ИС-2.

 

Подробнее...