Статьи
 

Прорыв в январе 1945, бои за Кельце.

Прорыв в январе 1945, бои за Кельце.

 Начало истории.

  Готовясь к новым наступлениям, в Новом 1945 году, Советский Союз сосредоточил огромные силы, чтобы не оставить противнику ни малейшего шанса удержаться или что-то изменить.

 1 Украинский фронт к концу декабря 44 имел до 60 стрелковых дивизии, 2817 танков и СУ, 7960 стволов артиллерии. Непосредственно перед операцией группировка 1 УФ насчитывала уже до 70 СД, 3615 танков и СУ и 9548 стволов артиллерии. Основная масса артиллерии и бронетехники была сосредоточена на участках прорыва 13 и 52 армий, в полосе которых должны были наступать, соответственно, 4 и 3 Гвардейские танковые армии.

 Группировка противника была значительно слабее. На передовом рубеже находились 7 пехотных и 1 панцергренадирская (20 PzGrD) дивизия, 2 танковых дивизии (16 PzD и 17 PzD) располагались за основной полосой обороны. В глубине находились 2 охранные дивизии, запасные полки, и отд. пульбаты. Артиллерии менее 1000 стволов и до 420 единиц бронетехники в двух танковых, одной панцергренадирской, и в трёх дивизионах штурмовых орудий. В это число входит и 501(424) ТТБ танков «Тигр».

 12 января наступление 1УФ, началось в 6ч. предварительной артподготовкой, а в 10 часов основной.         Прорыв немецкой обороны организовывался: в полосе 13А – 8 км, и в полосе 52А – 10 км, плотность артиллерии 212 и 230 стволов на километр фронта. Пехоту поддерживали танки и СУ пехотной поддержки в количестве 20-30 штук на 1 км фронта прорыва. Немецкое боевое охранение находящееся в первой траншее с началом артподготовки её оставило, затем было выбито из 2 и 3 траншей первой полосы обороны шириной 5-8 км. Пленные сообщали, что 11.1.45 командование их предупредило о наступлении Красной Армии 12.1, и приказало организовано отходить в западном направлении. После овладения третьей траншеей была дана команда двигаться передовым отрядам танкармий, которые во второй половине 12 января, с 14 до 17ч, начали обгонять пехоту.

Подробнее...
 

212-й

Подробнее...

 

Имя главного героя боя 13 июня 1944 года в Вильер-Бокаж хорошо известно, так же общепринято считать, что в этом бою он атаковал англичан на Тигре 212. Но при этом, нет ни одного фото Тигра Виттмана брошенного в Вильер-Бокаж, на котором был бы виден тактический номер танка. Так почему же это был именно 212-ый?


 В начале повествования сразу же оговорюсь, данная работа это исследование более чем десятилетней давности моего друга и коллеги Яна Жуо (YannJouault), вторая часть статьи это совсем свежее исследование Яна. Я всего лишь адаптировал его изыскания для русскоязычных любителей военной истории, при этом позволил себе внести некоторые дополнения.

 Долгое время номер Тигра 2-ой роты 101 ттб СС брошенного и сожженного в центре Вильер-Бокаж оставался неизвестным. То, что это именно тот Тигр на котором Виттман совершил свой знаменитый рейд, не вызывало никакого сомнения, поскольку по сведениям участников того боя, только один Тигр 2-ой роты был потерян в городе, Тигр Виттмана. 

Подробнее...
 

Виллер-Бокаж. Экипаж Тигра №212 Михаэля Виттмана

Вероятно многие, из тех, кто интересуется историей ВМВ, знают о сражении в Виллер-Бокаж, произошедшем 13 июня 1944 года. Всем известно имя главного героя того боя, но только лишь узкий круг лиц знает имена членов его экипажа, разделивших с ним успех и переживших свой звездный час танкиста.


Подробнее...

7 июня 1944 года. Колонна Тигров 2-ой роты 101 ттб СС на изгибе дороги №316 между Безу-ля-Форе и Морни. На переднем плане Тигр №211 Юргена Весселя, за ним следует Тигр №212 Бальтазара Волля.


Имена четырех из пяти членов экипажа Тигра №212 Виттмана, участвовавших в атаке на Вилльер-Бокаж, известны. Это сам Виттман, водитель унтершарфюрер Вальтер Мюллер, заряжающий штурмманн Гюнтер Болдт и радист штурмманн Гюнтер Йонас. Имя наводчика до сих пор нигде не упоминалось.

В книге Патрика Агте (Michael Wittmann and the Waffen SS Tiger Commanders of the Leibstandarte in WWII) о награждённых 20 июня немецких танкистах сообщается следующее:

 «Спустя семь дней после победы в Виллер-Бокаж, солдаты, принявшие участие в бою, получили награды от штурмбанфюрера фон Вестернхагена. Штурмманны Гюнтер Болдт и Гюнтер Йонас, представленные 15 марта 1944 к награждению Железным Крестом второго класса за бои в России, но не получившие награды, поскольку находились в госпитале, 20 июня получили Железные Кресты первого и второго класса. Водитель Виттмана, унтершарфюрер Вальтер Мюллер, получил Железный Крест, первого класса. Кроме них во 2-ой роте были награждены Железным Крестом второго класса унтершарфюрер Херберт Боден и штурмманны Юлиус Лушер, Эрих Дитл, Йоханн Шмидтбауер и Макс Шульце.»

Подробнее...
 

Деформирующий камуфляж РККА (1939 год)

В настоящей публикации приводится несколько вариантов крупнопятнистого камуфляжа, а также эталоны цветов для его нанесения.  Хотелось бы отметить, что приведенный камуфляж не является типовым, а нанесен в единичном экземпляре специально для проведения испытаний по деформирующей окраске, состоявшихся летом 1939 года на полигоне в Кубинке.

Опытному сравнению подверглись колесные и гусеничные машины защитной одноцветной гладкой окраски, деформирующего гладкого крупнопятнистого многоцветного покрытия и деформирующей мелкопятнистой многоцветной окраски. Всего на испытание было выведено 17 машин из которых 6 машин имели деформирующую крупнопятнистую окраску, 6 мелкопятнистую деформирующую и 5 машин обычное защитное покрытие.

 Ниже приведем выписки из отчета по испытаниям, а также рекомендации, составленные по их итогам:

Подробнее...
 

Танки ИС-1 и ИС-2. Обзор экстерьера


Подавляющее большинство танков ИС-1 и ИС-2 вышло из сборочных цехов  одного предприятия - Челябинского Кировского завода. Ремарку, связанную с эпитетом «подавляющее большинство», приходится сделать из за того, что, как часто случается, когда мы говорим о советской промышленности, периода войны,  и здесь есть свое исключение - в 45-м году некоторое число ИС-2 было собрано в Ленинграде.

 В данной статье вопросы, связанные с датами производства, спецификой сборочных заводов, специально рассматриваться не будут (не располагаю достаточной информацией, и не ставлю подобной задачи), работа посвящена другому вопросу, гораздо более насущному для моделиста - особенностям экстерьера танков ИС-1 и ИС-2.

 

Подробнее...