История будущего самого тяжелого серийного танка Второй мировой войны берет начало в мае 1941-го из уже тогда наметившегося противостояния брони и снаряда. Еще до боев на Восточном фронте немецкое командование понимало необходимость наращивания огневой мощи своих танков. Внимание тогда было сосредоточено вокруг 88-мм зенитной пушки. На тот момент фирма F. Krupp уже работала над заказом по изготовлению башен с 88-мм танковым орудием с длиной ствола в 56 калибров для установки на танк VK 30.01 (P) фирмы Porsche K.G. Однако Гитлером было выдвинуто требование об установке на будущие тяжелые танки орудия, способного на дистанции 1500 м пробивать бронелист толщиной 100 мм. Таким требованиям отвечало зенитное орудие flak 41, разработанное фирмой Rheinmetall-Borsig AG. В июне 41-го вопрос об установке в качестве танкового вооружения орудия flak 41 встал уже применительно к проекту VK 45.01. Учитывая пожелание Гитлера, Порше обещал рассмотреть возможность установки flak 41 на свой проект тяжелого танка. Однако, как следует из официальной переписки, на деле от этой идеи всячески открещивались, ведь для VK 45.01 (P) уже была готова башня, спроектированная фирмой F. Krupp при непосредственном участии Porsche K.G., с 88-мм орудием с длиной ствола в 56 калибров. Установка более мощного орудия потребовала бы значительных изменений в конструкции уже разработанной башни. В 6-м управлении вооружений остались недовольны данным проектом и предложили фирмам F. Krupp и Rheinmetall разработать перспективную башню с использованием flak 41 в качестве основного вооружения. При этом перспективная башня должна была иметь возможность установки как на VK 45.01 фирмы Porsche K.G., так и на VK 45.01 фирмы Henschel. Однако работы по новой башне велись крайне медленно, и в итоге проект VK 45.01 остался с башней фирмы F. Krupp и 88-мм орудием KwK 36 /L56. Впрочем, идеи перевооружения этого танка орудием с длиной ствола в 71 калибр не оставляли немецкое командование, и очередное так и не реализованное решение о перевооружении было принято 14 июля 1942 года. На тот момент разработка башни с орудием flak 41 была отнесена уже к проекту другого тяжелого танка — VK 45.02. Общий концепт башни был готов лишь к апрелю 1942 года.
Башня с 88мм длинноствольным орудием для проекта VK 45.01. Из-за явно неспешных темпов разработки на танк "Тигр" она так и не попала и перекочевала на проекты VK 45.02 и VK 45.03.
Разрабатываемую башню предполагалось использовать на слегка измененном шасси VK 45.01. Индекс проекта изменился на Typ 101 verstaerkt на фирме Porsche K.G. или на VK 45.01 (P2) — как официальное обозначение в 6-м управлении вооружений, которое занималось всеми вопросами, касающимися проектирования новых образцов танков. Однако планы «Порше» значительно расширились касаемо и броневой защиты как разрабатываемого танка, так и моторно-трансмиссионной группы. Облик нового танка вырисовывался в ходе обсуждений с представителями всех заинтересованных в проекте организаций зимой 1942 года. Согласно данным, приведенным в книге T. Jentz, H.L. Doyle. VK 45.02 to Tiger II, первым серьезным изменением стало решение об установке верхней лобовой детали под углом в 60°. Фирма Krupp должна была его реализовать уже на 101-м корпусе VK 45.01. Однако позже угол наклона ВЛД изменился до 55°. Уже на этом этапе судьба проекта оказывается связанной с разработкой танка «Пантера» — на тот момент VK 30.01. В частности, это коснулось общей разработки люка механика-водителя и установки курсового пулемета. Изначально проект фирмы Porsche K.G. предполагал наличие люка механика-водителя на верхней лобовой детали, несмотря на общую тенденцию уменьшения отверстий, и, как следствие, ослабленных зон в бронекорпусе по сравнению с VK 45.01. Площадь бортовых листов в передней части была увеличена. Ходовая часть и моторно-трансмиссионная группа поначалу оставались от VK 45.01 без изменений. В марте 1942 года проект получил обозначение Typ 180 в проектной документации фирмы Porsche K.G. и VK 45.02 (P) 6-го управления вооружений. Весной 1942 года шасси снова подверглось изменениям, направленным на увеличение защищенности. Толщина крыши корпуса была увеличена до 40 мм, по периметру была добавлена защита башенного погона. Изменилась компоновка кормового отсека для размещения в нем системы выпуска отработавших газов двигателя. Глушитель крепился внутри отсека к кормовым листам, выхлоп осуществлялся сквозь решетку в крыше отсека. Осенью 42-го был упразднен люк механика-водителя в верхней лобовой детали, вместо него монтировалась шаровая установка смотрового прибора с возможностью вращения в одной плоскости.
До нашего времени сохранились эскизы Typ 180 с расположением башни в корме. При данной компоновке отделение управления находилось в передней части корпуса, за ним сразу располагался моторный отсек, боевое отделение располагалось в корме корпуса, боеукладка — вдоль бортов боевого отделения, а также в кормовой части корпуса. Вкупе с боекомплектом в кормовой нише башни это обеспечило бы легкий доступ заряжающего к боекомплекту. Примечательным является то, что на данном эскизе вместо люка механика-водителя в верхнем лобовом листе изображен не подвижный прибор наблюдения, а неподвижный перископический гораздо меньшего размера, что значительно сократило бы ослабленную зону в верхнем лобовом листе. Кроме того, обращает на себя внимание шаровая установка курсового пулемета, отличная от тех, что применялись на немецких танках до и после. Установка такого типа и схожий смотровой прибор механика-водителя встречаются на проектной схеме Typ 205, выполненной в том же Porsche K.G. Явное родство данных проектов прослеживается и в самой компоновке. В моторном отделении располагалось 2 V-образных двигателя, соединенных с генераторами, энергия которых питала электродвигатели, расположенные в кормовой части корпуса и соединенные с бортовыми передачами. Выхлопные трубы были выведены через крышу корпуса.
В отличие от Typ 205, данная компоновка не нашла развития в проекте Typ 180, и в итоге проект нового тяжелого танка предстал в следующем виде. Бронекорпус имел равномерное круговое бронирование. Толщина бронелистов лба, бортов и кормы составляла 80 мм. Усиление бронестойкости лобовой части корпуса осуществлялось за счет угла установки верхней лобовой детали в 55° от вертикали, нижней лобовой детали — в 45°. На сохранившемся компоновочном чертеже лоб корпуса выглядит как один гнутый бронелист. Бортовые листы корпуса установлены под углом 15°. Верхняя кормовая деталь устанавливалась под углом 60° от вертикали, нижняя — под углом 25°. Толщина крыши корпуса варьировалась от 25 до 40 мм. По периметру крыши корпуса установлена защита погона башни. Крыша над моторным отделением выполнена съемной. Толщина днища составляла 20 мм за исключением участка под отделением управления, где она была доведена до 40 мм.
В передней части корпуса расположено отделение управления, в котором размещаются механик-водитель и радист. В лобовом листе корпуса установлен вращающийся прибор наблюдения механика-водителя. Перед двумя членами экипажа внутри установлены механизмы для натяжения гусениц. Боевое и моторное отделения были разделены перегородкой. Вдоль бортов располагался боекомплект из 42 снарядов, еще 10 снарядов находились в боеукладке в полу. В моторном отделении были установлены два генератора, подключенные к двум двигателям воздушного охлаждения Typ 101. Генераторы соединялись как последовательно, так и параллельно. Параллельное соединение использовалось для движения на высокой скорости. Мощность каждого десятицилиндрового двигателя воздушного охлаждения Typ 101/3 составляла 300 л. с., частота вращения — 2000 об/мин. Выхлоп осуществлялся через решетку, расположенную в кормовой части крыши корпуса. К генераторам были подключены два электродвигателя, расположенные в кормовой части корпуса, которые через бортовые передачи вращали ведущие колеса.
Башня, как и у Typ 101, была смещена вперед, ее вращение осуществлялось электрическим приводом. Спроектированная фирмой F. Krupp башня значительно отличалась от предыдущих разработок, применяемых на немецких танках, развитой нишей и большим углом наклона бортов. По ряду конструктивных особенностей башня имеет значительное сходство со сварной башней Т-34, в частности использовался гнутый лобовой лист, доходивший до передней части погона, гнутые же бортовые листы, как и у Т-34, были установлены под углом 30° от вертикали. Большие размеры башни, обусловленные тем, что проектировалась она под мощную арт-систему, позволили установить переднюю и заднюю части крыши под углом, что обеспечило снижение мертвых зон видимости командиру танка. Командирская башенка была значительно проще, чем устанавливаемая на башню VK 45.01. Стенки башенки были литыми, толщина доходила до 100 мм, по окружности были установлены семь приборов наблюдения, защищенные приваренными бронировками. Люк командира приподнимался и сдвигался в сторону. На крышке люка не располагалось никаких запорных механизмов, на внутренней стороне была лишь закреплена мягкая подкладка — для предотвращения травм головы командира танка. Открытие люка обеспечивалось установленной на оси вращения пружиной, запирание люка производилось командиром с помощью маховика, расположенного от него по левую руку. Конструкция башенки оказалась столь удачной, что ее позднее внедрили на башни серийных танков «Тигр» и по аналогии были сконструированы командирские башенки для танков «Пантера». Толщина лобового листа составляла 100 мм кроме нижней части, где была уменьшена до 85 мм. Бортовые листы были толщиной 80 мм. Левый бронелист в средней части был выгнут таким образом, чтобы обеспечить рабочее место командиру. Стоит заметить, что в плане увеличения числа технологических процессов при производстве фирма F. Krupp превзошла свою предыдущую разработку —
башню для VK 45.01 (P), борта и корма которой были выполнены в виде одного гнутого листа. Кормовой лист, расположенный под углом 30°, также имел толщину 80 мм. Развитая кормовая ниша башни выполняла, с одной стороны, роль противовеса, с другой — позволила разместить в ней часть боекомплекта — 16 снарядов. В кормовом листе был выполнен большой вырез, который закрывался прикрепленной на болтах вставкой с люком. Люк предназначался для загрузки боекомплекта в танк, а снятие вставки давало возможность демонтировать орудие через вырез в кормовом листе. Передний лист крыши башни толщиной 25 мм был установлен под углом 77° от вертикали, задний лист такой же толщины — под углом 80°. Средняя часть крыши была выполнена в виде бронелиста толщиной 40 мм, расположенного горизонтально. Она имела вырезы под командирскую башенку в левой части, а также вырез для установки люка заряжающего, располагавшегося справа от орудия. Рядом находился 90-мм гранатомет для поражения пехоты. В средней части, прямо над казенной частью орудия, был смонтирован вытяжной вентилятор. В переднем наклонном листе крыши располагался прибор наблюдения заряжающего, на заднем наклонном листе крыши размещался лючок для выброса стреляных гильз. Также на крыше располагались рымы для демонтажа башни. 88-мм орудие L/71 было смещено на 30 мм вправо относительно продольной оси. Цапфы были вынесены вперед, и их ось располагалась в вырезе в лобовом листе башни. Перед лобовым листом устанавливалась литая маска небольшой площади. По бокам от выреза в лобовом листе под орудие была установлена защита орудия в зазоре между лобовым листом и маской. В левой части лобового листа были выполнены отверстия под бинокулярный прицел T.Z.F.9d. Справа от орудия размещался спаренный пулемет MG 34. Башенный погон имел диаметр 1850 мм в свету и был защищен кольцом высотой 110 мм и толщиной 80 мм. Это, достаточно спорное, решение фирмы F. Krupp вынудило предпринимать разработчиков шасси определенные шаги по усилению защиты башенного погона. Несмотря на стремление конструкторов Porsche K.G. максимально уменьшить количество ослабленных зон в бронировании корпуса, при конструировании башни Krupp пошли по старому пути — и в бортах башни были сделаны 2 пистолетных порта и один коммуникационный со стороны командира. Подвеска танка, как и на Typ 101, была блокированной торсионной с продольным расположением торсиона. На каждый борт приходилось по 3 узла подвески с двумя двухшинными катками с внутренней амортизацией. Диаметр катков составлял 700 мм. В передней части устанавливались направляющие колеса с зубчатыми венцами, ведущие колеса размещались в кормовой части. Гусеницы состояли из траков Kgs 62/640/130 шириной 640 мм. Планируемый боевой вес танка составлял 45 тонн, максимальная скорость должна была составлять 35 км/ч, удельное давление на грунт — 1,06 кг/см2.
Сразу были заложены и модификации для перспективного танка. Так, проект Typ 180B предполагал замену двигателей Typ 101/3 на Typ 101/4. Была запланирована серия машин, у которых вместо электромеханической трансмиссии использовалась гидравлическая — Voith II. Эта серия перспективных танков получила обозначение Typ 181 и включала в себя три модификации в зависимости от силовой установки. На Typ 181A предполагалось использовать два двигателя воздушного охлаждения Typ 101/4. Танки Typ 181B и Typ181C должны были оснащаться дизельными двигателями. На Typ 181B — спарка дизелей Typ 180/1 мощностью 370 л. с. каждый, на Typ 181C — один дизель Typ 180/2 мощностью 700 л. с.
Еще до окончания разработки нового танка фирме Krupp было заказано производство 100 корпусов и их поставка на завод Nibelungenwerke для последующей сборки. В дальнейшем ситуация с производством корпусов неоднократно пересматривалась, однако 3 ноября 1942 года все закончилось. Провал с двигателями воздушного охлаждения Porsche K.G. поставил крест на всех заключенных контрактах на производство. Позже было принято решение о сборке трех предсерийных машин, по новым контрактам они были собраны и доставлены на Nibelungenwerke фирмой Krupp. В феврале 1943 года F. Krupp отчитался об окончании сборки трех танков на заводе Nibelungenwerke. Из дальнейшей судьбы этих трех танков известно лишь то, что все три башни были переделаны под работы с гидравлическим приводом для возможности использования на танках Henschel.
Из известных в дальнейшем разработок, имеющих отношение к проекту Typ 180, можно упомянуть развитие подвески. По новому проекту на тележке с продольным торсионом устанавливались с перекрытием два одношинных катка с внутренней амортизацией. Диаметр катков составлял все те же 700 мм, дополнительно на тележку в верхней части могла монтироваться направляющая для верхней ветви гусеницы. Данная разработка нашла ограниченное применение на истребителе танков Jagdtiger Ausf.B фирмы Henschel & Sohn.
Как уже упоминалось, разрабатываемая фирмой F. Krupp башня с новым длинноствольным орудием должна была иметь возможность использования на танке VK 45.01 фирмы Henschel & Sohn, что было решено заменой электропривода поворота башни на гидравлический. Работы над танком под новую башню начались в Касселе с апреля 1942 года. Поначалу проект развивался по схожей с разработкой Porsche K.G. схеме. Предполагалось изменить уже разработанный VK 45.01, разместив его бронелисты под наклоном для усиления бронезащиты. Проект получил обозначение VK 45.02 (H) или Tiger II. На этом же этапе возникла идея унификации разрабатываемого танка с проектом фирмы MAN — VK 3002 (M), в дальнейшем известной как Pz.Kpfw. V Panther. В частности, планировалось использовать ту же самую силовую установку и систему охлаждения. Кроме того, планировалось перенять установку смотрового прибора механика-водителя и установку курсового пулемета в верхнем лобовом листе. Работа над проектом велась в условиях неопределенности, дошло даже до того, что VK 45.02 (H) начал рассматриваться как промежуточная модель между VK 45.01 (H) и еще не существующим VK 45.03. Поэтому неудивительно, что ни во что серьезное он не вылился, и на данный момент неизвестно даже о сохранившихся концептуальных схемах нового танка.
В октябре 1942 года на Henschel & Sohn началось проектирование шасси нового тяжелого танка под индексом VK 45.03 или Tiger III, рассчитанного на установку новой башни F. Krupp с орудием 8,8 см Kw.K. L / 71. 23 ноября 1942 года на чертеже HSK. NR. J3104 были изображены основные бронедетали корпуса и типы их соединения. Очевидно, что проект нового шасси развивался согласно новым тенденциям, заданным при разработке танка Panther фирмой MAN. Верхний лобовой лист корпуса толщиной 100 мм был установлен под углом 50° от вертикали. Нижний лобовой лист также имел толщину 100 мм и угол наклона 50° от вертикали. Традиционно для фирмы Henschel & Sohn была выполнена корма в виде двух деталей и установка днища подкрылка под углом. Толщина вертикальных бортов корпуса составляла 80 мм. Борт подкрылка был также 80 мм толщиной и устанавливался под углом 25° от вертикали. Днище подкрылка и днище корпуса были толщиной 25 мм. Под отделением управления бронирование днища было усилено и его толщина составляла 40 мм. Днище подкрылка было установлено под углом 85°. Редукторы бортовых передач должны были защищать бронировки толщиной 80 мм. Верхняя кормовая деталь толщиной 80 мм была установлена под углом 30°, нижняя, толщина которой составляла 60 мм, — под углом 68°. Толщина крыши корпуса — 40 мм. Таким образом, новый танк должен был значительно превзойти в бронезащите все последние немецкие машины. Вместе с последними тенденциями, направленными на усиление защищенности, VK 45.03 унаследовал и новые веяния значительного увеличения трудоемкости изготовления. Так, борта корпуса имели внизу фигурные вырезы, как и аналогичные детали у танка Panther, при этом их толщина была в два раза больше. Практически все детали между собой соединялись в шип или с помощью врезного шипа, включая даже днище корпуса и днище подкрылка. Соединение бронелистов с помощью врезного шипа должно было дополняться полукруглыми проставками. Таким образом, первоначальный проект бронекорпуса заимствовал низкую технологичность корпуса танка Panther, помноженную на значительное увеличение толщины бронелистов.
Вариант корпуса VK 45.03 ноября 1942 г.
На чертеже HSK. NR. J3110, датированном 28 ноября 1942 года, уже присутствует эскиз башни, указан минимальный угол склонения орудия — 8°, а также обозначены размеры отделения управления, боевого и моторного отделений. На следующих чертежах, датированных 1942 годом, толщина верхней лобовой детали вновь равнялась 100 мм. 30 ноября 1942 года на чертежах был изображен первый вариант размещения механика-водителя. Конструкция прибора наблюдения была аналогична примененной на танке Panther фирмы MAN. Сам прибор был установлен на обратной стороне верхней лобовой детали корпуса и мог закрываться бронезаглушкой. Других приборов наблюдения не предполагалось. Кресло механика-водителя изображено регулируемым по высоте, на чертеже обозначена верхняя позиция, при которой механик-водитель мог управлять танком, высунувшись из открытого люка в крыше корпуса. На этом же чертеже указаны размеры для установленной на болтах крышки отделения управления с двумя люками прямоугольной формы. 12 декабря на чертеже HSK. NR. J3157 место механика-водителя дополнилось подвижным прибором наблюдения в крыше корпуса. На крыше отделения показаны люки членов экипажа. Люки планировалось сделать сдвижными, ось вращения находилась с правой стороны каждого люка. Для того чтобы открыть люки, требовалось приподнять их и сдвинуть против часовой стрелки.
Фрагмент крыши отделения управления VK 45.03.
В конце октября не было определенности с коробкой переключения передач для нового танка. Рассматривались три варианта: 8-скоростная коробка от Maybach, 7-скоростная коробка передач с включением всех передач зубчатыми муфтами и 12-скоростная электромеханическая коробка передач. В качестве механизма рулевого управления планировалась установка L801 собственного производства. 27 ноября на эскизах появился гидропривод поворота башни. Наиболее интересной выглядела ситуация с ходовой. Подвеска, традиционно для фирмы Henschel, была торсионной, опорные катки расположены с перекрытием. Такое расположение вынуждает использовать опорные катки двух типов с отличным расположением шин. На более раннем VK 45.01 (H) конструкция катка была значительно усложнена. На каждом катке было по три шины, сами опорные катки представляли собой сварную конструкцию из штампованных дисков, крайние диски устанавливались через переходные втулки. Для VK 45.03 (чертеж HSK. NR. J3018 от 19 октября 1942 года) катки были спроектированы уже 4-шинными. Диаметр опорного катка составлял 800 мм. На одном типе катков шины были сгруппированы попарно и располагались по краям гусеничной ветви. На другом типе все четыре шины были установлены вместе. При этом очевидно было стремление инженеров упростить и облегчить конструкцию катка. Сварка в конструкции отсутствовала, штампованные диски, расположенные на внутренней части катка, крепились болтами прямо к ступице, диски на внешней части крепились через переходное кольцо. Ступица установлена на двух конических подшипниках, регулировка осуществлялась гайкой. Для направления движения гусениц на катке с установленными четырьмя подряд шинами применялись реборды, прикрученные болтами к дискам. Ширина трака составляла 760 мм. Трак, в отличие от примененных на VK. 45.01 (H), имел 2 симметрично расположенных гребня. Конструкция катка в целом напоминала увеличенный вариант катков танка Panther.
Ходовая VK 45.03 по чертежу октября 1942 г.
Начало 1943 года стало определяющим для проекта. Уже 1 января 1943 года чертеж HSK. NR. J3110 был дополнен лобовой плитой, толщина которой составила 150 мм. Угол установки остался тем же — 50° от вертикали. Изменились и бронировки картеров бортовых редукторов — их толщина была доведена до 100 мм. Изменение защиты корпуса заставило возобновить и ускорить работы по перепроектированию башни для нового танка, трудности с производством которой были заметны еще на этапе разработки и проявились при изготовлении первых же башен на заводе фирмы F. Krupp. В чем-то схожая ситуация сложилась и с новейшим на тот момент немецким танком Pz.Kpfw. V Panther. 3 января 1943 года был поднят вполне ожидаемый вопрос о его недостаточной бронезащите. Было дано добро на разработку более защищенного варианта танка Panther, позже получившего обозначение Panther II. 10 февраля 1943 года идея унификации связала Panther II фирмы MAN и разрабатываемый Tiger III фирмы Henschel & Sohn.
Еще до того, как судьбы двух проектов оказались связанными, корпус VK 45.03 претерпел определенные изменения. 12 января 1943 года на чертеже 021-B-49501-5 была изображена лобовая плита в окончательном варианте. Толщина плиты составляла 150 мм, также отказались от использования в лобовом листе прибора наблюдения механика-водителя в пользу его размещения на крыше корпуса. Отказались и от закрываемой бронещитком установки курсового пулемета — на ее месте был сделан вырез под шаровую установку. В конце января была изменена конструкция подкрылка (чертежи 021-B-49501-3 и 021-B-49501-4) — теперь он соединялся с крышей корпуса не в шип, а в замок. Это явно было сделано для уменьшения трудоемкости изготовления корпуса. Борт и днище подкрылка теперь стыковались тоже в замок. Шипованное соединение сохранилось лишь для стыка днища подкрылка с бортом корпуса. Борта корпуса, изображенные на чертежах 021-B-49501-1 и 021-B-49501-2, лишились фигурных вырезов в нижней части, соединение с днищем осуществлялось также в замок. Толщина бронировок бортовых редукторов была уменьшена до 60 мм. Корма корпуса теперь состояла из одной детали толщиной 80 мм, установленной под углом в 30° от вертикали.
Согласно плану по унификации Panther II и Tiger III, едиными для двух танков должны были стать трансмиссия, рулевой механизм, бортовые редукторы, двигатель и система охлаждения. Это не могло не сказаться на сроках завершения проекта. Появление на чертежах этих агрегатов началось в апреле 1943 года. В качестве двигателя для обоих танков планировался HL 230 P30 от фирмы Maybach, мощность которого составляла 700 л. с. Единой коробкой передач должна была стать 7-скоростная AK 7/200 фирмы Zahnradfabrik Friedrichshafen. Рулевой механизм и бортовые редукторы для Tiger III оставались теми же, что и были запланированы, и должны были внедряться на Panther II, в то же время система охлаждения моторного отделения для проекта Henschel заимствовалась у коллег из MAN. Из запланированных унифицированных агрегатов в итоге отказались только от коробки переключения передач, на Tiger III поставили 8-скоростную КПП Olvar 40 12 16. Несомненным плюсом для будущего тяжелого танка являлась унификация элементов ходовой части. На Tiger III должны были устанавливаться двухшинные катки с внутренней амортизацией от Panther II. При этом остальные элементы подвески оставались индивидуальными для каждого из танков. Стоит отметить, что разработанные катки стали по-настоящему универсальными и в будущем устанавливались на более ранние типы танков. Можно представить, сколько резины сэкономила данная разработка по сравнению с первоначальным проектом четырехшинных катков с резиновыми бандажами.
5 марта 1943 года сменилось название разрабатываемого танка. Поскольку проект VK 45.02 так и не был реализован, обозначение Tiger III «откатили» до Tiger II. 8 апреля на чертеже поворотный прибор наблюдения механика-водителя в крыше корпуса дополнился таким же для стрелка-радиста, но дальнейшего распространения это не получило. К маю 1943 года вопрос с приборами наблюдения для механика-водителя и стрелка-радиста был окончательно закрыт: у механика-водителя остался вращающийся прибор в крыше корпуса, для стрелка-радиста был смонтирован под углом относительно продольной оси неподвижный перископ в крыше корпуса.
22 марта 1943 года на чертеже HSK. NR. 3435 представлена компоновка ходовой части Tiger II с установленными с перекрытием двухшинными катками от Panther II по 9 на борт. Ширина траков составила 800 мм против первоначально запланированных 760 мм. Ширина транспортных траков составляла 640 мм, эти же траки должны были использоваться как основные на Panther II.
20 апреля 1943 года был выполнен чертеж собранного корпуса — 021 B 46501U1, включая крышу моторного отделения, первые появления которой на чертежах датируются февралем 1943 года.
3 июня 1943 года был выполнен габаритный чертеж Tiger II (Tiger Ausf.B по классификации 6-го управления вооружения) HSK. NR. 3470. На чертеже представлен полностью комплектный танк, со смонтированной ходовой частью; обращают на себя внимание выхлопные трубы с рассеивателями, защищенные экранами. На этом же чертеже изображена и новая башня от фирмы F. Krupp. В отличие от первоначального варианта новый проект учитывал технологичность при производстве, а также отличался возросшей бронезащитой. Расположение орудия, места членов экипажа, а также расположение боеукладки в кормовой нише башни остались неизменными. Осталась и прежняя конструкция командирской башенки. Бортовые листы башни лишились ослабляющих защищенность пистолетных портов и коммуникационного люка. Была устранена выгнутая часть левого борта под место командира путем изменения угла установки бортовых листов башни, он составил 20° от вертикали. Наиболее кардинальным отличием стало упразднение гнутой лобовой детали толщиной 100 мм. Ее место заняла плита, установленная под углом 10° от вертикали. В связи с требованием обеспечить защиту лобовой части башни на уровне лба корпуса толщина плиты составила 180 мм. Не осталась незамеченной и особенность предыдущей башни, связанная с недостаточной защитой башенного погона. В новом проекте погон был защищен продленными вниз лобовым и бортовыми листами. Защита погона на старом уровне осталась только в кормовой части башни. Нижние углы лобовой детали башни были срезаны, чтобы можно было открыть люки отделения управления, также были добавлены срезы в нижней части бортовых листов для того, чтобы башня не выходила за габариты крыши корпуса. Маска пушки и защита ствола орудия между маской и лобовым листом остались прежними. Так как цапфы орудия при новой конструкции лобовой части не находились за лобовым листом, при последующей работе над башней для защиты орудия была спроектирована литая шаровая установка, которая приваривалась к лобовому листу. Существенно была увеличена площадь маски орудия, что способствовало увеличению защищенности лобовой проекции башни. По причине изменения углов наклона бортовых листов количество снарядов в боеукладке в кормовой нише башни было увеличено с 16 до 22. Изменилась и сама конструкция боеукладки. Кормовая плита башни впоследствии лишилась прикручиваемой болтами накладки с люком — люк теперь монтировался непосредственно на бронелист. Конструкция люка также претерпела изменения.
Поскольку башни, спроектированные для VK 45.02 (P), уже находились в производстве, то на первые 50 шасси планировалось установить их. Эти башни, переделанные под использование на шасси Henschel, получили обозначение Nr. 1–50. Башни новой конструкции получили название серийных, и их установка должна была начаться с 51-й машины. Стоит отметить, что башни не были взаимозаменяемыми, отличалась конструкция подбашенного кольца и подшипника.
Масса нового танка фирмы Henschel & Sohn составила 68 тонн против 64 тонн разрабатываемого Porsche K.G. Typ 180 при гораздо более мощной бронезащите. В октябре 1943 года был собран первый предсерийный танк Fgst.Nr. V1, ставший самым тяжелым танком на тот момент.