Деформирующий камуфляж РККА (1939 год)

В настоящей публикации приводится несколько вариантов крупнопятнистого камуфляжа, а также эталоны цветов для его нанесения.  Хотелось бы отметить, что приведенный камуфляж не является типовым, а нанесен в единичном экземпляре специально для проведения испытаний по деформирующей окраске, состоявшихся летом 1939 года на полигоне в Кубинке.

Опытному сравнению подверглись колесные и гусеничные машины защитной одноцветной гладкой окраски, деформирующего гладкого крупнопятнистого многоцветного покрытия и деформирующей мелкопятнистой многоцветной окраски. Всего на испытание было выведено 17 машин из которых 6 машин имели деформирующую крупнопятнистую окраску, 6 мелкопятнистую деформирующую и 5 машин обычное защитное покрытие.

 Ниже приведем выписки из отчета по испытаниям, а также рекомендации, составленные по их итогам:

 

ОТЧЕТ

по работе: ДЕФОРМИРУЮЩЕЕ ОКРАШИВАНИЕ ГУСЕНИЧНЫХ

И КОЛЕСНЫХ МАШИН


В период с 15 по 29 августа 1939г. по специальному приказу Начальника ИУ РККА комдива тов. Михайлина, 30 № 033 от 11.8.39 г. была проведена работа по испытанию на маскировку деформирующей крупно-пятнистой и деформирующей мелко-пятнистой окраски гусеничных и колесных машин АБТУ РККА.

Окраска и испытания проведены в НИ АБТ полигоне (ст. Кубинка).

В Задачу испытаний входило:

а) установление преимущества деформирующего способа крашения сравнительно с гладким одноцветным защитным крашением;

б) установление типа и формы деформирующего крашения (мелкопятнистый или гладкий камуфляж).

Параллельно с этим желательно было, в пределах возможности установить и расцветки для отдельных округов.

На предварительном заседании комиссии в составе:

...

все военные округа СССР были разбиты на следующие 4 группы по характеру фонов:

1 группа – МВО, ЛВО, БОВО, КалВО, ЗакВО, УрВО, ОрВО, СибВО и 2ОКА

2 группа – ХВО, ПриВО, КОВО.

3 группа – САВО.

4 группа – 1 ОКА и ЗабВО

Для каждой группы округов были определены эталоны цветов (см.приложение № 1).


alt


Эталоны цветов для первой группы округов


alt


Эталоны цветов для 2 группы округов


alt


Эталоны цветов для третьей группы округов


alt


Эталоны цветов для четвертой группы округов


Следует отметить, что установление родства округов по фонам при разбивке их на группы как установление цветности эталонов проведено сугубо ориентировочно, так как документальными данными комиссия не обладала.

...

Форму рисунка камуфляжа наносимого на поверхность машин консультировал интендант 2 ранга: КЕЛЕЙНИКОВ А.М.

 Крашение производилось специальным набором красок, так как табельных красок для камуфляжа не имеется.

 

Методика выполнения окраски:

Окраска машин производилась в боксах и в гараже. Ввиду срочности работ деформирующий рисунок наносился прямо на плоскости машин без предварительного проектирования на бумаге. После нанесения рисунка устанавливалось чередование цветности на нем, создающее максимальную деформацию объекта. Краска наносилась вручную кистями. После окраски все машины были выведены на фон и исправлены. 25 августа произведено наблюдение испытуемых машин на маскировочный эффект окраски.Для этого машины были установлены на различных естественных фонах соответственно фоновому назначению. Машины работали на фоне жнивья зерновых культур, на фоне смешанного леса и кустарника, на фоне открытого луга. Наблюдения производились с дистанции 1500 метров и ближе методом подхода к объектам. Все машины располагались фронтом длиною около 300 метров. Танк Т-28 предназначенный для фонов САВО стоял на фоне жнивья, остальные на фоне кустарника и леса. Наблюдения были проведены в солнечный ясный день в период с 12 до 15 часов, при боковом и прямом освещении объекта. Наблюдения проводила комиссия АБТУ и ИУ РККА во главе с Начальником АБТУ героем Советского Союза комкором тов. Павловым и Начальником ИУ РККА комдивом тов. Михайлиным.

 

Результаты наблюдений.

По материалам наблюдения и заключению командования установлено, что деформирующая крупнопятнистая гладкая окраска дает лучший маскировочный эффект чем защитная одноцветная окраска.

Мелкопятнистая деформирующая окраска особых преимуществ не имеет являясь более трудной в выполнении.

Наиболее удачным рисунком камуфляжа командование признало в следующих машинах: М-1 легковая, М-1 Пикап, Танк Т-26, танк БТ-7 и Танк Т-28. Все перечисленные машины были окрашены крупнопятнистым гладким камуфляжем. Командование внесло ряд исправлений в рисунок камуфляжа и цветность его, приказало оформить документацию работ и представить на утверждение. После внесения исправлений согласно указания командования и повторного просмотра на фоне на утверждение командования представляются образцы окрасок колесных и гусеничных машин показавших удовлетворительную работу на фонах и получивших одобрения командования. Эти образцы представлены в приложениях – в виде фотографий и рисунков.


alt


alt


alt

Т-28 в 2-х цветном крупнопятнистом камуфляже (для 3 группы округов)

 

alt

 

 alt


alt


alt


БТ-7 Штабной в 4-х цветном крупнопятнистом камуфляже (для 1 группы округов)


alt


alt


alt


alt


Автомобиль М-1 в 5-ти цветном крупнопятнистом камуфляже (для 4 группы округов)


 Выводы и заключения.

Материалы испытаний и заключения командования позволяют признать полную целесообразность перехода на окраску материальной части АБТУ методом гладкого крупнопятнистого камуфляжа, взамен гладкого защитного одноцветного крашения, не дающего деформацию объекта и мало уменьшающего заметность его.

Следует поставить работу по установлению рисунка деформирующего крашения и для материальной части других родов войск.

Представляемые материалы по рисунку и цветности камуфляжа следует считать лишь ориентировочными, определяющими путь к решению задачи.

Эти данные следует уточнить, разработать типы рисунка для отдельных групп машин и уточнить расцветку.

Необходимо издать специальную инструкцию по правилам и технике деформирующего крашения материальной части различных родов войск и в первую очередь для АБТУ.


По итогам испытаний, специалистами АБТУ и Инженерного управления РККА были составлены следующие рекомендации:


1. Деформирующая, как гладкая так и мелкопятнистая окраска колесных и гусеничных машин имеет очевидное маскировочное преимущество перед одноцветной гладкой защитной окраской. Деформирующая окраска, благодаря применению нескольких цветных компонентов решает задачу деформации объекта, как при движении его, так, и особенно при состоянии покоя.

2. Деформирующая мелкопятнистая окраска не имеет особых преимуществ перед деформирующей гладкой окраской на близких дистанциях и работает так же, как и деформирующая гладкая окраска на больших дистанциях. Кроме того, деформирующая мелкопятнистая окраска чрезвычайно трудоемка в выполнении, как в заводских, так и особенно, в полевых условиях. Эта же окраска требует большего чем гладкая деформирующая количества цветных компонентов.

3. Следует считать установленным, что стандартизировать рисунок камуфляжа недопустимо, для того, чтобы не создавать однообразия рисунка, но устанавливать свободу рисунка в разной степени не целесообразно, поскольку это затруднит заводскую работу и может привести к неправильному крашению в полевых условиях. Исходя из этого следует рекомендовать 3-4 различных рисунка камуфляжа, комбинируя которые по цветности и положению друг в отношении друга можно получать разнообразие рисунка камуфляжа применительно к роду машин и к одноименной группе машин.

4. Следует считать возможным ограничение количества цветных компонентов для камуфляжа до 3-4 в каждой группе округов. Эталоны этих расцветок должны быть установлены на месте применительно к типичности фоновых расцветок. Из материалов наблюдение следует, что 2 из возможных трех-четырех компонентов в качестве обязательных для всех округов (кроме САВО) могут быть следующие:

 Темно-коричневый или черный

 типа 6 рn по Оствальду (см.эталон в приложении) в качестве основного деформирующего пятна и для имитации теневых участков фона и 

темно-зеленый

типа защитной 4БО имитирующего зеленые пятна фона. 

Остальные цветные компоненты (3 или 4) устанавливаются на месте в зависимости от цветности фона.

5. На основании имеющихся материалов по расцветке фонов и материалов отчетных испытаний возможно установить, как ориентировочные, для группы округов – МВО, ЛВО, БОВО, ОРВО и КАЛВО следующие три цветных компонента:

темно-коричневый

типа 6 pn по Оствальду

темно-зеленый

типа защитной 4 БО

Светлый песочный

Типа 3ie по Оствальду (см.прилож.№3 ).

Для фонов САВО и ему подобных признать целесообразной расцветку в двух цветный камуфляж –

темно-коричневый

типа 3ng по Оствальду

светло-песочный

типа 3ie по Оствальду (см.прилож.№3).

6. Для окончательной корректировки рисунка и цветности считать необходимым в кратчайшие сроки провести работы по опытному крашению машин в отдельных округах и в особенности в 1 ОКА,2ОКА,БОВО и КОВО,как приграничных округах.

 7. Условия эксплуатации боевых гусеничных и колёсных машин требуют прочной краски, поэтому разработку рецептур крашения следует считать наиболее актуальной задачей в решении вопроса деформирующего крашения.

8. Имея ввиду, что деформирующее окрашивание наличного парка боевых машин может и должна проводиться не только в заводских условиях но и в полевых условиях, в частях, считать необходимым срочно отработать и разослать в части инструкцию по правилам и технике деформирующего крашения,а также провести 10-ти дневный сбор инструкторов маскировки отдельных войсковых соединений АБТУ.


Данная статья составлена по архивным материалам РГВА.


При использовании данного материала убедительная просьба ссылаться на источник.

 

Отдельная благодарность Владимиру Шайкину aka IVANOV за помощь в обработке материала.


Макаров Алексей 2012