Танки ИС-1 и ИС-2. Обзор экстерьера

Индекс материала
Танки ИС-1 и ИС-2. Обзор экстерьера
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Все страницы


Подавляющее большинство танков ИС-1 и ИС-2 вышло из сборочных цехов  одного предприятия - Челябинского Кировского завода. Ремарку, связанную с эпитетом «подавляющее большинство», приходится сделать из за того, что, как часто случается, когда мы говорим о советской промышленности, периода войны,  и здесь есть свое исключение - в 45-м году некоторое число ИС-2 было собрано в Ленинграде.

 В данной статье вопросы, связанные с датами производства, спецификой сборочных заводов, специально рассматриваться не будут (не располагаю достаточной информацией, и не ставлю подобной задачи), работа посвящена другому вопросу, гораздо более насущному для моделиста - особенностям экстерьера танков ИС-1 и ИС-2.

 

Броневое литье   для производства танков ИС-1 осуществлял завод №200, расположенный в Челябинске (на территории специального механического завода №78). Скорее всего на этом заводе отливались башни, командирские башенки, носовые детали и подбашенные коробки для "первенца" из семейства ИСов. Этот же завод лил аналогичные детали для танка ИС-2. Параллельно, для этого же танка, аналогичную номенклатуру деталей лил "Уральский завод тяжелого машиностроения" (УЗТМ) в г. Свердловске.  Дополнительно, броневые отливки башен изготовлялись на металлургическом заводе "Серп и Молот" (г. Москва) и на Мариупольском металургическом заводе им. Ильича (г. Мариуполь) Оба завода подключились к производству башен с мая 1944-го года...


                                                ЧАСТЬ 1. БАШНИ

Башни производства завода №200

ИС-1

Для первой модификации ИСа (и для немногочисленных КВ-85) башни отливались на заводе №200. Единственная сохранившаяся башня того периода - на КВ-85 установленном в Автово. http://legion-afv.narod.ru/KV-85.html Отличительной чертой, помимо хорошо видных и известных - симметричной крыши, слабовыпуклой маски башни - является командирская башенка, унаследованная от "Объекта 233". Ее можно определить по вырезам на корпусе башенки, предназначавшимся для размещения стаканов антенного вывода - 

alt

                                                      Командирская башенка  ранних башен ИС-1, устанавливавшихся на танки  КВ-85

alt

Хорошо видно одно из двух углублений в теле башенки для антенного вывода.  Сама башенка унаследована от опытного танка "Объкт 233"

Так же она имеет несколько иную форму уплощений на вертикальных стенках башни. Башенка, овальная в плане, по размерам не отличается от башенок на ИС-2.
Такие башенки, помимо танка-памятника в Автово (который, сам по себе, пример  слабый - т.к. башня на нем с опытного танка) видны и на фронтовых фото КВ-85. В случае с ИС-1 - с появлением архивных фото, более высокого качетсва, так же видно, что вырезы под стаканы присутствуют.

Так же, следует обратить внимание на выпуклый "грибок" вентилятора башни - на башнях ИС-1 он был свой, специфический - опорная поверхность была шире, чем прорези под приток воздуха, длиной 130 мм. -

alt

                                                                             "Грибок" вентилятора присущий только башням ИС-1

Даже на самых первых ИС-2, если судить по фото, таких "грибков" уже не устанавливалось.

На башнях ИС-1 была технологическая выборка на нижней кромке башни, справа -

alt

                                                                    Технологическая выборка на нижней кромке башни

 

Основные отличительные черты самой броневой отливки башни, ни чем не отличаються от таковых на башнях ИС-2, про которые речь пойдет ниже.

ИС-2

Главной, хорошо видимой особенностью броневого литья башен этого завода является литьевой шов, в передней части башни, проходящий ниже скулы -


alt

                                                                                             Литьевой шов башен завода №200

На корме башен располагались характерного вида литьевые номера – в виде кода, состоящего из литеры и цифры в числителе, и двух - трехзначной комбинации цифр в знаменателе.
 На башнях ранних выпусков буквы и цифры небольшого размера, расположены в две строчки без разделительной черты - буквенно- цифровая комбинация сверху, и цифры внизу - alt

                                                                       Литьевой номер на башне завода №200 ранних выпусков

Более поздний вид литьевого номера - появилась разделительная черта и дополнительная литера -

alt

                                                            Литьевой номер завода №200 на башне поздних выпусков

Стоит особо выделить "раннюю" башню завода №200. Такая башня устанавливалась, как минимум, до середины марта 1944-го года. Ее отличительной особенностью является прилив на левом борту, в районе командирской башенки -

alt

                                                   Обратите внимание на прилив ниже командирской башенки - отличительная черта "ранней" башни завода №200

несколько иная конфигурация уширения места командира, и характерный  раскрой заднего листа крыши, в районе командирской башенки и антенного вывода -

alt

                                             Характерный вырез в заднем листе крыши, в районне командирской башенки

Такие башни комплектовались и командирскими башенками раннего типа - овальными в плане, имевшими заметные уплощения на вертикальной части (но не идентичные ком.башенке от "Объекта 233"!), смотровыми щелями длиной 12 см -

alt

                                            Командирская башенка пр-ва завода №200, устанавливавшаяся на башнях ИС-1 и на "ранних" башнях ИС-2

Литьевые номера, судя по всему, располагались в верхней части башенки.

 

На примере машины из Оверлуна можно утверждать, башни, названные мной "ранними" могли комплектоваться командирскими башенками позднего облика - сглаженными, с длинными  смотровыми щелями.

Так же, следует обратить внимание на трубку торсиона люка заряжающего  - на ранних башнях она была короче.

В последующем башни завода №200 получили форму "классического облика"  - с асимметричной крышей и с командирской башенкой, длина смотровых щелей, в которой, составляла  19 см. Сама башенка, так же овальная в плане, была более сглажена. Литьевые номера располагались, как правило на верхней части башенки -

alt

                                              Поздняя командирская башенка производства завода №200

На поздних (ассимитричных) башнях з-да №200 литьевые номера на корме башни приобрели окончательный вид - стали курпнее, грубее, избавились от горизонтальной черты между "числителем" и "знаменателем" -

поздн. номер 200-1

                                                              Поздний литьевой номер на башнях завода №200


Вероятно, ближе к концу 1944-го года, на заводе №200, стали делать граненую кормовую часть крыши башни. По крайней мере башня, собранная на заводе №200, в октябре 44-го года (танк из музея в с. Ивановское), граненой крыши еще не несет.

поздн. номер 200

                                                                          Граненая крыша на башне пр-ва завода №200

В предыдущей версии статьи много места было уделено форме кормового прилива пулемета.

Теперь, по прошествии времени, я считаю что это частный момент, напрямую  не являющийся характерным признаком, и, поэтому, я удалил данный абзац.


 Башни производства УЗТМ

Завод в Свердловске так же выпускал башни с узкой амбразурой пушки. Однако, в отличии от завода №200 УЗТМ изначально лил башни для ИС-2 "классического" облика - разработанный для "Объекта 240" - асимметричной формы (левый и правый борт сильно отличались по обводам)

На башнях, произведенных в Свердловске иной рисунок литьевого шва. Он проходит прямо по скуле -

alt

                                                               Литьевой шов на башнях производства УЗТМ

С бортов башни, ниже района пистолетных портов хорошо видимые, большие участки огневого реза.

 Командирские башенки (овальные в плане), так же, были только одного вида - они имеют ярко выраженный срез от 6 питателей, и литьевой шов над смотровыми щелями (длина последних 19 см.) -

alt

                                                            Командирская башенка производства УЗТМ


Задняя часть крыши,  на протяжении всего периода производства, полукруглая -

alt

                 Задняя часть крыши на башнях производства УЗТМ на протяжении всего периода выпуска

Литьевых номеров вообще нет ни каких -

alt

                                                                         Корма башни производства УЗТМ

Иногда! есть какие то символы (?) в виде одной или двух (парных) вертикальных полос, равных, примерно, размеру цифр на башнях, но на цифры это не похожие....

UZTM simvol

                                                                                                                        Вариант кормы башни  производства УЗТМ

 

Закрывая обзор по двум заводам, которые, в том числе, производили башни с узкой амбразурой, нужно отменить некоторые, общие для них  нюансы:

- узкий кожух орудия был не симетричным, относительно центра канала ствола, его левая часть, с отверстием под прицел была 13 см. шириной, а правая - 9см.

- на узком кожухе четыре болта на фланце орудия  не закрывались наваренными "колпачками" - эта деталь появляется только на расширенных кожухах пушки.

- Поручни на башне - раннего типа - которые только сверху, огибающие корму башни с боков - если судить по сохранившимся образцам (Оверлун, фрагментарно Салантай) были из трубы, диаметром 26 мм. (приблизительно, со скидкой на погрешность замера рулеткой) на основе замера из Оверлуна

Дополнение на 17.03.2020 г.

На этом заканчивается перечень башен, которые имели полный цикл производства на заводе-изготовителе - т.е. собирались вместе с крышей и командирской башенкой.

Нижеперечисленные башни представляют собой колпаки разных заводов, на которых крыши и ком.башенки монитровались на УЗТМ и з-де №200.


Башни завода "Серп и Молот"

Эти башни - наименее распространенные на танках ИС-2. По информации от Юрия Пашолока этот завод получил документацию для производства башен в самом конце апреля 44-го. Достаточно долго на заводе шло налаживание производства - в мае не была принята ни одна из башен, блоее-менее дело пошло только к августу.  И, все равно, к концу 44-го года, башен пр-ва СиМ была принята всего 131 штука. Поэтому башни такого вида встречаются крайне редко - и на музейных танках, и на фронтовых фото.

Главная отличительная черта - горизонтальный литьевой шов по окружности башни и отсутствие литьевых номером на корме.


alt

                                                                                             Башня производства завода "Серп и Молот"

Есть фотография ИС-2, на полигоне, датированная зимой 45-го года, видна именно такая башня. Но на фронтовом фото такая башня запечатлена всего единожды (из того что мне попалось) – танк из состава 26-го ОГв.ТТП в Праге, май 45-го …. Есть еще подозрение, что танк с такой башней попал в кадр кинохроники, относящийся к зиме-весне 45-го, хотя я не уверен на сто процентов. В любом случае - башня с горизонтальным литьевым швом, для военного времени - весьма редкая.

Эти башни (только колпаки) отправлялись в основном на УЗТМ, но так же попадали и на завод №200. На этих заводах они получали крышу и ком.башенку.

Соотвественно - если на такой башне стоит ком.башенка УЗТМовского вида - значит полную комплектацию башня проходила на УЗТМ,  если ком.башенка гладкая, пр-ва завода №200 - значит это башня дособрана на 200-м заводе. По внешнему виду ком.башенки возможно определить каког вида будет кормовая  часть крыши башни. Если ком.башенка УЗТМ - кормовая часть будет полукруглая - для всего периода пр-ва. Если башенка гладкая, пр-ва з-да №200 - кормовая часть - граненая, для танков с конца 44-го года.




Мариупольский металлугрический завод им. Ильича

 Согласно новой информации - башни для танков ИС отлитые в Мариуполе, начали поступать на завод №200 уже в январе 44-го года! Нужно отдать должное трудовому подвигу рабочих завода -  за такое короткое время наладить производство на практически полностью разрушеном предприятии.

Отличительная черта данного завода - "каллиграфический" номер на корме башни - 

alt

                                                                                           Литьевой номер на башнях завода  им. Ильича


Эти башни, так же, для окончательно сборки, поступали на 200-й завод и на УЗТМ  - без крыши и ком.башенки.

Соотвественно - если на такой башне стоит ком.башенка УЗТМовского вида - значит полную комплектацию башня проходила на УЗТМ,  если ком.башенка гладкая, пр-ва завода №200 - значит это башня дособрана на 200-м заводе. По внешнему виду ком.башенки возможно определить каког вида будет кормовая  часть крыши башни. Если ком.башенка УЗТМ - кормовая часть будет полукруглая - для всего периода пр-ва. Если башенка гладкая, пр-ва з-да №200 - кормовая часть - граненая, для танков с конца 44-го года.

 alt

                                                                                                                           Граненая крыша на башнях производства з-да им. Ильича

  Литьевой шов на башнях очень похож на УЗТМ, но, примерно под пистолетным портом шов имеет небольшой прогиб книзу -

alt

                                                                                       Литьевой шов на башнях производства завода СиМ

- в отличии от башен производства УЗТМ,  у которых этот шов прямой, опоясывающий башню по горизонтали, до самого перехода  вверх по скуле.

Другие различия между Мариуполем и УЗТМ - по разному выглядят срезы питателей в нижней части бортов башни (для Мариуполя есть еще хорошо видимый питатель на корме), и вертикальные литьевые швы идущие под горизонтальным швом - на мариупольских башнях.

Нюансы установки зенитного пулемета ДШК

С конца 1944-го года на ИС-2, с у становленным ДШК, на крыше башни приваривали два кронштейна, для стопора пулемета по походному №1 (без демонтажа с турели) -

 -2-4    11

                                                                     Кронштейны для стопора пулемета ДШК по походному показаны стрелками


При модернизации до уровня ИС-2М, на ряде танков, передний кронштейн убирали.

Но на танках военной поры кронштейнов точно было два.

                                                            

                                                                                                                        


                                            ЧАСТЬ 2. КОРПУС


Специфика "ломаного носа".

Все подбашенные коробки, рассчитанные на установку носовой отливки первого образца (т.н. "ломанный нос") имели одинаковый размер, в месте сопряжения с лобовой деталью - в нижней части он составлял 1600 мм.


Существует несколько разновидностей носовой отливки.


Носовая отливка завода №200 

Отличительные черты:
- литьевые номера на носовой отливке, ниже люка-пробки механика-водителя. О специфике номеров пока сказать затрудняюсь, в целом, напоминают аналогичные ранние на башенных отливках (см. раздел про башни) только наоборот - сверху трехзначное число, ниже литера и цифра. Еще одна литера между ними, сбоку.

Есть несколько разновидностей этой детали, имеющих внешние отличия:


 а) Отфрезерован лист, в котором расположен люк-пробка, внизу лобовой детали, по бокам, характерные прямоугольные, ярко выраженные приливы. -

alt

                                                                                                          Ломанный нос варианта "а"

б) Так же фрезерованный лист с люком-пробкой, но приливы сглажены -

alt

                                                                                               Ломаный нос варианта "б"

в) Встречаются, так же, аналогичные отливки, в которых приливы ярко выражены, но лист не фрезерован -

alt

                                                                                                                  Ломаный нос варианта "в"

г) Вариант, когда и лист не фрезерован, и приливы сглажены -

alt

                                                                                                                Ломаный нос варианта "г"


Носовая отливка УЗТМ

Наиболее узнаваемой чертой отливки этого завода является срез питателя в центре перегиба верхнего и нижнего лобового листа -

alt

                                                                                 Носовая отливка производства УЗТМ

Насколько могу судить литьевых номеров на отливке нет.
Фрезеровка, осуществлялась на нижнем лобовом листе, под буксирные крюки и защелки буксирных крюков -

alt

                                                                                                  Нижний лобовой лист на отливке УЗТМ

 тут же видна и еще одна характерная черта отливки УЗТМ - высоко расположенный горизонтальный литьевой шов, который делит нижний лобовой лист практически на две равные половины (нижняя все же несколько уже). По линии шва образованы и характерне приливы по бокам нижнего лобового листа, так же как и на литье завода №200, но, соответственно, более вытянутые  в высоту.

Известен, так же, целиком фрезерованный нижний лобовой лист, пр-ва УЗТМ -

alt

                                                Полностью фрезерованный нижний лобовой лист на отливке УЗТМ

Насколько такое распространено - не извсестно, все же на фронтовых фото литые носовые детали УЗТМ как раз таки хорошо определяются по высоко расположенному литьевому шву.

Общей чертой, на машинах с ломанным носом, обеих заводов, было то, что окна воздуховодов , на крыше моторного отделения, были   большей длины, чем на машинах со спрямленной носовой частью.  Для этого в подбашенной коробке, на линии сопряжения с листом крыши моторного отделения, были сделаны вырезы глубиной 10 см. (промерял самостоятельно - могут быть погрешности).

alt

                                              "Удлиненное" окно воздуховода. Решетка воздуховода позднего образца, с продольной планкой

Насколько известно, решетки на ИС-1 и ранних ИС-2 не имели продольной планки ра рамке. Но когда она появилась, точно сказать не могу....


"Спрямленный нос"

Отливка завода №200

Для спрямленного носа была разработана новая подбашенная коробка - "уширенная". Ее нижняя часть, в месте сопряжения с носовой деталью, была широной 1840 мм.

При этом совершенно не исключен вариант, что литой спрямленный нос устанавливался с подбашенной коробкой раннего типа, так называемой "узкой".

Сами носовые отливки, очень условно, можно разделить на два типа - ранние и поздние.

Ранние носовые отливки имеют заметный радиус скругления при сопряжении плоскостей, образующих верхний и нижний лобовые листы -

alt

                                                               Первый вариант спрямленного носа производства завода №200


alt

                  Хорошо виден радиус по которому сопрягаются поверхности образующие лобовые листы и характерный огневой рез

Предположение о том, что такой внешний вид лобовой отливки характерен для  раннего периода выпуска, основывается на том, что, танк, поднятый в Литве, а так же танк с открытой площадки музея Польской военной техники (оба - сентябрьский 44-го) и танк из Снегирей (ноябрьский выпуск 44-го) имеют такой вид носовой отливки.

В последующем   носовая отливка немного изменилась - поверхности, образующие верхний и нижний лобовой лист сопрягались под гораздо меньшим  радиусом, образуя заметное угловатое соединение.  Срез питателей тоже оформлялся таким образом, что создавал угол -

alt alt

                        Второй вариант спрямленного носа виден более острый угол по линии сопряжения ВЛД и НЛД

За обсалютную верность такого разделения ручаться на данном этапе не могу, но, опираясь на серийные номера, противоречий пока не вижу - носовые отливки, выделенные как более поздние встречаються на машинах, выпущенных в 45-м году.

К сожалению, на фронтовых фото не так просто проследить эти не силишком заметные нюансы....

Так же, к характерным нюансом, присущим заводу №200, нужно отнести петли на кормовом люке наклонного кормового листа.

Вначале они выглядели так -

alt

                                                                                      Кормовой люк с петлями первого образца

В последствии на них появилась прорезь -

alt

                                                                                          Второй вариант петель на кормовом люке


Сварная лобовая деталь производства УЗТМ

Под спрямленный нос, производства УЗТМ, была разработана "широкая" подбашенная коробка,  ширина которой,  в нижней части (в месте сопряжения),  составляла 1856 мм.

 Корпуса со спрямленным носом, производства УЗТМ,  имели только одну внешнюю трансформацию, на протяжении всего периода производства - способ крепления нижнего лобового листа к верхнему лобовому листу, и вертикальным бортам корпуса.

Первоначально нижний лобовой лист собирался "в шип" -

alt

                                     Носовая часть из катаной брони производства УЗТМ с начала пр-ва, согласно утвержденным чертежам.

Хорошая, наглядная фотография, прошу не обращать внимания на цвет - этот танк, мстя за свой бессильный страх, изуродовал  чешский педик по имени Дэвид Черни.

Поздние машины (на текущий момент я могу говорить о корпусах выпущенных не ранее апреля 1945 г.) имели лист без вырезов, приваренный "в накладку" -


alt

                                                                            Нижний лобовой лист, не позднее апреля 1945 г.

Важным нюансом внешнего вида, поздних корпусов, выпущенных на этом заводе, были три уголка, приваренных на раме жалюзи -

alt

                              Корпус пр-ва УЗТМ. Хорошо видно три уголка, приваренных к раме жалюзи

На корпусах, выпущенных заводом №200 такого никогда не встречалось.

Петли откидного кормового люка , на корпусах УЗТМ, долгое время ни чем не отличались от таких же деталей, изготовляемых заводом №200. Возможно, они были несколько короче, но, на данный момент отсутсвует  выборка по сравнению этих позиций, и утверждать подобное преждевременно.

Ближе к концу производства форма птель откидного люка изменилась -

alt

                       Корма ИС-2 пр-ва УЗТМ поздних периодов выпуска. Новая форма петель на откидном кормовом люке и три уголка на раме жалюзи

Такие "треугольные" петли встречаются только на корпусах УЗТМ со спрямленным носом и обязательно сопровождаються тремя уголками на краме жалюзи.  Сочетание трех уголков на раме жалюзи и "старые" петли - такой вариант возможен, а вот треугольные петли, без трех уголков на раме жалюзи - нет.

                      

                        ЧАСТЬ 3. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ, МТО, И ПРОЧЕЕ....


Танки ИС-1 не имели первого услиленного балансира.

На танках ИС-1 и на ранних ИС-2 (точно период указать не готов, но есть предположение что на всех машинах с "ломаным носом") устанавливались поддерживающие катки без больших отверстий облегчения, схожие с катками КВ-1 -

alt

                                                           Поддерживающий каток ИС-1 и ИС-2 ранних периодов выпуска


В последующем устанавливались катки "классического" вида -

alt

                                              Поддерживающий каток ИС-2 , предположительно с лета 44-го года

На ранних машинах (если судить по сохранившимся машинам - минимум до марта 44-го) механизм натяжения гусеницы приваривался выско, над линией, на которой располагались ограничители хода балансира -

alt

     Левый борт ИС-2 выпуска января 44-го. Лючек и усиленный балансир появляются не ранее середины февраля 1944 г.

при этом первый ограничитель хода балансира, по правому борту, приваривался вертикально -

alt

                                   правый борт ИС-2 раннего периода выпуска. Ограничитель хода приварен вертикально.

В последующем, механизмы натяжения гусениц опустили ниже, установив их ниже линии, на которой располагались ограничители хода балансиров. Чтобы разместить правый механизм натяжения гусеницы, первый ограничитель хода балансира, по правому борту, стали приваривать наклонно -

alt

                                      Ограничитель хода балнсира, по правому борту, наклоненный к корме танка

Лючек погрузки боеприпаса и передний усиленный балансир, появляются на ИС-2 не ранее чем в феврале 44-го года.

Еще одна черта ранних машин - кнопка связи экипажа с десантом. На ИС-1 и на ранних ИС-2 она располагалась по левому борту, между кронштейнами внешних топливных баков - alt

                  ИС-2 выпуска февраля 44-го. Между внешних топливных баков видно кнопку для связи с экипажем

Питание подводилось проводом, который помещался в трубке, выведенной через окно левого воздуховода -

alt

    Окно левого воздуховода. В районе ближнего угла, накладной рамы с сеткой, виден вывод трубки с кабелем, подведенном к кнопке.

На ранних машинах кормовые габариты устанавливались на корме крыши моторного отделения, за колпаками выхлопных патрубков  -

alt

                                             Расположение габарита  и проушины для талрепа в кормовой части крыши моторного отделения


а проушины, для крепления талрепа, приваривались  в районе среза наклонного бортового листа. Такое расположение этих деталей характерно для ИС-1 и ИС-2 ранних выпусков.

В последующем, кнопку переместили на корму. Очевидно, какое то время (встречается чаще на машинах УЗТМ с ломаным носом), кнопка располагалась на срезе верхнего бортового листа -

alt

                                                           Кнопка на корме корпуса, с левой стороны.

причем трубка для кабеля подводилась из прежней точки, через окно воздуховода.

В последствии, кнопка "перекочевала" на правый борт -

alt

                                                     Кнопка на правой стороне кормы и габарит приваренный к борту корпуса

Примерно в это же время кормовые габариты перенесли с крыши моторного отделения на борта корпуса. Трубка с кабелем подводилась либо к  правому кормовому габариту, либо выводилась через щель в стыке крыши моторного отделения и наклонного кормового листа.

Такое расположение кнопки было стандартным для машин со спрямленным носом, а на машинах с "ломаным носом"  в период весны- лета 44-го определенная чехарда с ее расположением,  которою не получается привязать к заводам-изготовителям корпусов, и к периоду выпуска....

Проушины талрепов со временем были перенесены на верхний срез бортового листа. Это стало типичным для машин со спрямленным носом, но в период весны-лета 44-го встречаються самые различные комбинации.

Надмоторный люк, первоначально (на танках ИС-1 и на ИС-2 ранних выпусков) имел один рым-болт с кольцом -

alt

                                                            Надмоторный люк на ИС-1 и ИС-2 ранних выпусков

В последствии, вероятно к лету 44-го, рым-болтов стало два -

alt

                                                          Надмоторный люк позднего типа

Важной чертой танков ИС-1 и ранних ИС-2 (как минимум до середины декабря 1943-го года) было наличие трех болтов по углам наклонногого кормового листа, в верхнем ряду -

alt

                                                                            По углам наклонного кормового листа по три болта

alt

               В левом углу наклонного кормового листа видно три болта. ИС-2 с серийным номером 122-31221, декабрь 1943 г.

Танки ИС-2, выпущенные уже в январе 44-го года (возможно говорить о 16-й машине выпуска января 44-го) уже имели "стандартный" набор болтов по углам верхней части кормового листа - по два, с каждой стороны.

В заключение стоит обратить внимание на пару моментов, которые напрямую не связаны с выпуском танков ИС-2, а касаются их модернизации уже после войны, в период с 1951 -1957 гг..

 - весь период выпуска ИС-2 на нем устанавливался грязеочиститель только одного вида. Вот такой -

alt

                                                     Грязеочиститель танков ИС-1 и ИС-2

Иной вид грязеочистителя (от танка ИС-3) появился только в процессе модернизации.

- расположение замков, на круглых кормовых люках доступа к трансмиссии, в военный период, было горизонтальным, т.е. параллельно поперечным плоскостям крыши и днища танка -

alt

                   Расположение замков на круглом люке доступа к трансмиссии

На подавляющем большинстве танков ИС-2, дошедших до наших дней, на этих люках замки расположены по другому - по диоганали. Однако, ни на одном фронтовом фото, где сняты танки ИС (и самоходы на их базе) такого расположения замков не встречается.  Люки, с диоганальным расположением замков, стоят на танках ИС-3, и, очевидно,  на танках ИС-2 они появились так же, в процессе модернизации.


СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЗАВОД-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ПО

КОРМЕ?

Часто, выбирая модель для прототипа, мы видим много интересных черт и нюансов (яркий пример  - ИС-2 7 Гв.ТТБр. в Берлине, с бортовым номером №434" и именем "Боевая подруга", на корме башни), но не можем определить, какой же корпус был использован для постройки этого ИСа?

Некоторые наблюдения могут помочь в этом деле, при условии что видно корму корпуса....

Самые ранние ИСы, с ломаным носом пр-ва завода №200, имели вот такое расположение рымов на ВКД -

alt

                                         Исходное положение рымов на корме, сверху, и на откидном люке, по версии з-да №200

В это же время, машины с ломанным носом, пр-ва УЗТМ имели  несколько иное расположение этих элементов - см. верхние рымы на корме -


alt

                                 Исходное положение рымов по версии УЗТМ, на машинах с ломаным носом

Частично, такая схема, через какое то время, была принята и на заводе №200, машины со спрямленным носом  повсеместно ее демонстрируют -

alt

                          Пример изменения расположения рымов на корпусе з-да №200. Корпус поздний, петли прорезные

В данном случае, особо обращаю внимание на изменение расположение рыма на откидной части верхнего кормового листа - он расположен достаточно высоко, совсем рядом со вторым болтом, из вертикального ряда.  Теперь расположение рымов на кормовых деталях полностью отличается от аналогичного по версии завода УЗТМ.

Подобная схема появилась еще на ранних корпусах с спрямленными носами пр-ва завода №200. В частности мы это видим  на машине сентябрьского выпуска, ныне стоит в музее Fort IX Czerniakowski г.Варшава, Игорь Перепелица делал на него отличный фотообход -

alt

alt

Два фото кормы корпуса з-да №200, машина  выпуска сентября 44г. Ранний корпус с литым спрямленным носом, петли без прорезей

 Кстати, именно по этой машине фирма TAMIYA делала свою модель, и. весьма точно передала основные нюансы прототипа.

Но, вернемся к нашим баранам...

На УЗТМ продолжали двигать рымы по корме.
Со временем рымы в верхней части кормового листа передвинули еще ближе к центру, таким образом, что они стали располагаться непосредственно по сторонам от кронштейна орудия по походному -


alt

Корма корпуса з-да УЗТМ, соотвествует архивному фото танка, с гос. испытаний, выпуска августа 44-го года. Петли еще не имеют треугольного основания

И тут есть еще один нюанс - не все танки им располагали! Кронштейн введен в серию с августа 44-го, какое то толичество машин, со спрямленным носом, выпускалось без него.
Это видно и на фото ИС-2 из Лешан (совершенно чистая броня там, где должны быть приварки опор кронштейна орудия), которое я привел выше, так же встерчается на некоторых фронтовых фото. в т.ч. и периода 45-го года...

При появлении треугольных петель откидного люка, на корпусах УЗТМ, расположение рымов вначале не изменилось -

alt

Корпус пр-ва УЗТМ, лобовой лист "в шип", выпуск декабря 44-го. Это бывший памятник в Каунасе, сейчас в Нижнекамске.

Однако, самые поздние танки,(пока можно говорить об апреле 45-го), с НЛД в накладку, демонстрируют еще одно изменение в расположении рымов, на откидном кормовом люке  -

alt

Поздний вариант кормы корпуса УЗТМ. Такое расположение рымов подтверждается фронтовыми фото периода зимы-весны 45-го года.


Пример практическиой ценности этих наблюдений таков - с очень высокой долей вероятности, сейчас можно утверждать, что знаменитый танк №434 "Боевая Подруга" имеет корпус с литым носом.

Появившиеся, значительно  позже, написания этой статьи, фотографии, подтвердили правильность теоретического вывода.


434-5-1


Данный перечень нюансов не является исчерпывающим, т.к. постоянно выявляются и подмечаются новые детали. Большинство изменений во внешнем облике этого танка не привязаны к датам, эти материалы еще ждут своего исследователя в архивах....

Выражаю большую благодарность Владимиру Шайкину - создателю сайта LEGION AFV  http://legion-afv.narod.ru/, всем его авторам, которые наполняли его материалом, а так же Игорю Перепелице - за многие полезные фотообходы на его сайте http://modelizm.forum2x2.ru/forum , Олегу Леонову, Юрию Пашолоку, Александру Сергееву - за интересные дискусси и ценные материалы, а так же всем тем, кто фотографировал в разных музеях танки ИС-2 и выкладывал их в свободный доступ в Сеть. Все фотографии были использованы исключительно в некомерческих целях.

Всем большое спасибо за помощь!