Индекс материала |
---|
Танки ИС-1 и ИС-2. Обзор экстерьера |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Страница 5 |
Страница 6 |
Все страницы |
Сварная лобовая деталь производства УЗТМ
Под спрямленный нос, производства УЗТМ, была разработана "широкая" подбашенная коробка, ширина которой, в нижней части (в месте сопряжения), составляла 1856 мм.
Корпуса со спрямленным носом, производства УЗТМ, имели только одну внешнюю трансформацию, на протяжении всего периода производства - способ крепления нижнего лобового листа к верхнему лобовому листу, и вертикальным бортам корпуса.
Первоначально нижний лобовой лист собирался "в шип" -
Носовая часть из катаной брони производства УЗТМ с начала пр-ва, согласно утвержденным чертежам.
Хорошая, наглядная фотография, прошу не обращать внимания на цвет - этот танк, мстя за свой бессильный страх, изуродовал чешский педик по имени Дэвид Черни.
Поздние машины (на текущий момент я могу говорить о корпусах выпущенных не ранее апреля 1945 г.) имели лист без вырезов, приваренный "в накладку" -
Нижний лобовой лист, не позднее апреля 1945 г.
Важным нюансом внешнего вида, поздних корпусов, выпущенных на этом заводе, были три уголка, приваренных на раме жалюзи -
Корпус пр-ва УЗТМ. Хорошо видно три уголка, приваренных к раме жалюзи
На корпусах, выпущенных заводом №200 такого никогда не встречалось.
Петли откидного кормового люка , на корпусах УЗТМ, долгое время ни чем не отличались от таких же деталей, изготовляемых заводом №200. Возможно, они были несколько короче, но, на данный момент отсутсвует выборка по сравнению этих позиций, и утверждать подобное преждевременно.
Ближе к концу производства форма птель откидного люка изменилась -
Корма ИС-2 пр-ва УЗТМ поздних периодов выпуска. Новая форма петель на откидном кормовом люке и три уголка на раме жалюзи
Такие "треугольные" петли встречаются только на корпусах УЗТМ со спрямленным носом и обязательно сопровождаються тремя уголками на краме жалюзи. Сочетание трех уголков на раме жалюзи и "старые" петли - такой вариант возможен, а вот треугольные петли, без трех уголков на раме жалюзи - нет.
ЧАСТЬ 3. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ, МТО, И ПРОЧЕЕ....
Танки ИС-1 не имели первого услиленного балансира.
На танках ИС-1 и на ранних ИС-2 (точно период указать не готов, но есть предположение что на всех машинах с "ломаным носом") устанавливались поддерживающие катки без больших отверстий облегчения, схожие с катками КВ-1 -
Поддерживающий каток ИС-1 и ИС-2 ранних периодов выпуска
В последующем устанавливались катки "классического" вида -
Поддерживающий каток ИС-2 , предположительно с лета 44-го года
На ранних машинах (если судить по сохранившимся машинам - минимум до марта 44-го) механизм натяжения гусеницы приваривался выско, над линией, на которой располагались ограничители хода балансира -
левый борт ИС-2 раннего периода выпуска
при этом первый ограничитель хода балансира, по правому борту, приваривался вертикально -
правый борт ИС-2 раннего периода выпуска. Ограничитель хода приварен вертикально.
В последующем, механизмы натяжения гусениц опустили ниже, установив их ниже линии, на которой располагались ограничители хода балансиров. Чтобы разместить правый механизм натяжения гусеницы, первый ограничитель хода балансира, по правому борту, стали приваривать наклонно -
Ограничитель хода балнсира, по правому борту, наклоненный к корме танка
Еще одна черта ранних машин - кнопка связи экипажа с десантом. На ИС-1 и на ранних ИС-2 она располагалась по левому борту, между кронштейнами внешних топливных баков -
ИС-2 выпуска февраля 44-го. Между внешних топливных баков видно кнопку для связи с экипажем
Питание подводилось проводом, который помещался в трубке, выведенной через окно левого воздуховода -
Окно левого воздуховода. В районе ближнего угла, накладной рамы с сеткой, виден вывод трубки с кабелем, подведенном к кнопке.
На ранних машинах кормовые габариты устанавливались на корме крыши моторного отделения, за колпаками выхлопных патрубков -
Расположение габарита и проушины для талрепа в кормовой части крыши моторного отделения
а проушины, для крепления талрепа, приваривались в районе среза наклонного бортового листа. Такое расположение этих деталей характерно для ИС-1 и ИС-2 ранних выпусков.
В последующем, кнопку переместили на корму. Очевидно, какое то время (встречается чаще на машинах УЗТМ с ломаным носом), кнопка располагалась на срезе верхнего бортового листа -
Кнопка на корме корпуса, с левой стороны.
причем трубка для кабеля подводилась из прежней точки, через окно воздуховода.
В последствии, кнопка "перекочевала" на правый борт -
Кнопка на правой стороне кормы и габарит приваренный к борту корпуса
Примерно в это же время кормовые габариты перенесли с крыши моторного отделения на борта корпуса. Трубка с кабелем подводилась либо к правому кормовому габариту, либо выводилась через щель в стыке крыши моторного отделения и наклонного кормового листа.
Такое расположение кнопки было стандартным для машин со спрямленным носом, а на машинах с "ломаным носом" в период весны- лета 44-го определенная чехарда с ее расположением, которою не получается привязать к заводам-изготовителям корпусов, и к периоду выпуска....
Проушины талрепов со временем были перенесены на верхний срез бортового листа. Это стало типичным для машин со спрямленным носом, но в период весны-лета 44-го встречаються самые различные комбинации.
Надмоторный люк, первоначально (на танках ИС-1 и на ИС-2 ранних выпусков) имел один рым-болт с кольцом -
Надмоторный люк на ИС-1 и ИС-2 ранних выпусков
В последствии, вероятно к лету 44-го, рым-болтов стало два -
Надмоторный люк позднего типа
Важной чертой танков ИС-1 и ранних ИС-2 (как минимум до середины декабря 1943-го года) было наличие трех болтов по углам наклонногого кормового листа, в верхнем ряду -
По углам наклонного кормового листа по три болта
В левом углу наклонного кормового листа видно три болта. ИС-2 с серийным номером 122-31221, декабрь 1943 г.
Танки ИС-2, выпущенные уже в январе 44-го года (возможно говорить о 16-й машине выпуска января 44-го) уже имели "стандартный" набор болтов по углам верхней части кормового листа - по два, с каждой стороны.
В заключение стоит обратить внимание на пару моментов, которые напрямую не связаны с выпуском танков ИС-2, а касаются их модернизации уже после войны, в период с 1951 -1957 гг..
- весь период выпуска ИС-2 на нем устанавливался грязеочиститель только одного вида. Вот такой -
Грязеочиститель танков ИС-1 и ИС-2
Иной вид грязеочистителя (от танка ИС-3) появился только в процессе модернизации.
- расположение замков, на круглых кормовых люках доступа к трансмиссии, в военный период, было горизонтальным, т.е. параллельно поперечным плоскостям крыши и днища танка -
Расположение замков на круглом люке доступа к трансмиссии
На подавляющем большинстве танков ИС-2, дошедших до наших дней, на этих люках замки расположены по другому - по диоганали. Однако, ни на одном фронтовом фото, где сняты танки ИС (и самоходы на их базе) такого расположения замков не встречается. Люки, с диоганальным расположением замков, стоят на танках ИС-3, и, очевидно, на танках ИС-2 они появились так же, в процессе модернизации.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЗАВОД-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ПО
КОРМЕ?
Часто, выбирая модель для прототипа, мы видим много интересных черт и нюансов (яркий пример - ИС-2 7 Гв.ТТБр. в Берлине, с бортовым номером №434" и именем "Боевая подруга", на корме башни), но не можем определить, какой же корпус был использован для постройки этого ИСа?
Некоторые наблюдения могут помочь в этом деле, при условии что видно корму корпуса....
Самые ранние ИСы, с ломаным носом пр-ва завода №200, имели вот такое расположение рымов на ВКД -
Исходное положение рымов на корме, сверху, и на откидном люке, по версии з-да №200
В это же время, машины с ломанным носом, пр-ва УЗТМ имели несколько иное расположение этих элементов - см. верхние рымы на корме -
Исходное положение рымов по версии УЗТМ, на машинах с ломаным носом
Частично, такая схема, через какое то время, была принята и на заводе №200, машины со спрямленным носом повсеместно ее демонстрируют -
Пример изменения расположения рымов на корпусе з-да №200. Корпус поздний, петли прорезные
В данном случае, особо обращаю внимание на изменение расположение рыма на откидной части верхнего кормового листа - он расположен достаточно высоко, совсем рядом со вторым болтом, из вертикального ряда. Теперь расположение рымов на кормовых деталях полностью отличается от аналогичного по версии завода УЗТМ.
Подобная схема появилась еще на ранних корпусах с спрямленными носами пр-ва завода №200. В частности мы это видим на машине сентябрьского выпуска, ныне стоит в музее Fort IX Czerniakowski г.Варшава, Игорь Перепелица делал на него отличный фотообход -
Два фото кормы корпуса з-да №200, машина выпуска сентября 44г. Ранний корпус с литым спрямленным носом, петли без прорезей
Кстати, именно по этой машине фирма TAMIYA делала свою модель, и. весьма точно передала основные нюансы прототипа.
Но, вернемся к нашим баранам...
На УЗТМ продолжали двигать рымы по корме.
Со временем рымы в верхней части кормового листа передвинули еще ближе к центру, таким образом, что они стали располагаться непосредственно по сторонам от кронштейна орудия по походному -
Корма корпуса з-да УЗТМ, соотвествует архивному фото танка, с гос. испытаний, выпуска августа 44-го года. Петли еще не имеют треугольного основания
И тут есть еще один нюанс - не все танки УЗТМ им располагали!
Это видно и на фото ИС-2 из Лешан (совершенно чистая броня там, где должны быть приварки опор кронштейна орудия), которое я привел выше, так же встерчается на некоторых фронтовых фото. в т.ч. и периода 45-го года...
При появлении треугольных петель откидного люка, на корпусах УЗТМ, расположение рымов вначале не изменилось -
Корпус пр-ва УЗТМ, лобовой лист "в шип", номер, к сожалению, не известен. Это бывший памятник в Каунасе, сейчас в Нижнекамске.
Однако, самые поздние танки,(пока можно говорить об апреле 45-го), с НЛД в накладку, демонстрируют еще одно изменение в расположении рымов, на откидном кормовом люке -
Поздний вариант кормы корпуса УЗТМ. Такое расположение рымов подтверждается фронтовыми фото периода зимы-весны 45-го года.
Пример практическиой ценности этих наблюдений таков - с очень высокой долей вероятности, сейчас можно утверждать, что знаменитый танк №434 "Боевая Подруга" имеет корпус с литым носом.
Данный перечень нюансов не является исчерпывающим, т.к. постоянно выявляются и подмечаются новые детали. Большинство изменений во внешнем облике этого танка не привязаны к датам, эти материалы еще ждут своего исследователя в архивах....
Выражаю большую благодарность Владимиру Шайкину - создателю сайта LEGION AFV http://legion-afv.narod.ru/, всем его авторам, которые наполняли его материалом, а так же Игорю Перепелице - за многие полезные фотообходы на его сайте http://modelizm.forum2x2.ru/forum , Олегу Леонову, Юрию Пашолоку, Александру Сергееву - за интересные дискусси и ценные материалы, а так же всем тем, кто фотографировал в разных музеях танки ИС-2 и выкладывал их в свободный доступ в Сеть. Все фотографии были использованы исключительно в некомерческих целях.
Всем большое спасибо за помощь!