Индекс материала |
---|
Танки ИС-1 и ИС-2. Обзор экстерьера |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Страница 5 |
Страница 6 |
Все страницы |
Башни производства УЗТМ
Завод в Свердловске так же выпускал башни с узкой амбразурой пушки. Однако, в отличии от завода №200 УЗТМ изначально лил башни для ИС-2 "классического" облика - разработанный для "Объекта 240" - асимметричной формы (левый и правый борт сильно отличались по обводам)
На башнях, произведенных в Свердловске иной рисунок литьевого шва. Он проходит прямо по скуле -
Литьевой шов на башнях производства УЗТМ
С бортов башни, ниже района пистолетных портов хорошо видимые, большие участки огневого реза.
Командирские башенки (овальные в плане), так же, были только одного вида - они имеют ярко выраженный срез от 6 питателей, и литьевой шов над смотровыми щелями (длина последних 19 см.) -
Командирская башенка производства УЗТМ
Задняя часть крыши, на протяжении всего периода производства, полукруглая -
Задняя часть крыши на башнях производства УЗТМ на протяжении всего периода выпуска
Литьевых номеров вообще нет ни каких -
Корма башни производства УЗТМ
Иногда! есть какие то символы (?) в виде одной или двух (парных) вертикальных полос, равных, примерно, размеру цифр на башнях, но на цифры это не похожие....
Вариант кормы башни производства УЗТМ
Закрывая обзор по двум заводам, которые, в том числе, производили башни с узкой амбразурой, нужно отменить некоторые, общие для них нюансы:
- узкий кожух орудия был не симетричным, относительно центра канала ствола, его левая часть, с отверстием под прицел была 13 см. шириной, а правая - 9см.
- на узком кожухе четыре болта на фланце орудия не закрывались наваренными "колпачками" - эта деталь появляется только на расширенных кожухах пушки.
- Поручни на башне - раннего типа - которые только сверху, огибающие корму башни с боков - если судить по сохранившимся образцам (Оверлун, фрагментарно Салантай) были из трубы, диаметром 26 мм. (приблизительно, со скидкой на погрешность замера рулеткой) на основе замера из Оверлуна
Дополнение на 17.03.2020 г.
На этом заканчивается перечень башен, которые имели полный цикл производства на заводе-изготовителе - т.е. собирались вместе с крышей и командирской башенкой.
Нижеперечисленные башни представляют собой колпаки разных заводов, на которых крыши и ком.башенки монитровались на УЗТМ и з-де №200.
Башни завода "Серп и Молот"
Эти башни - наименее распространенные на танках ИС-2. По информации от Юрия Пашолока этот завод получил документацию для производства башен в самом конце апреля 44-го. Достаточно долго на заводе шло налаживание производства - в мае не была принята ни одна из башен, блоее-менее дело пошло только к августу. И, все равно, к концу 44-го года, башен пр-ва СиМ была принята всего 131 штука. Поэтому башни такого вида встречаются крайне редко - и на музейных танках, и на фронтовых фото.
Главная отличительная черта - горизонтальный литьевой шов по окружности башни и отсутствие литьевых номером на корме.
Башня производства завода "Серп и Молот"
Есть фотография ИС-2, на полигоне, датированная зимой 45-го года, видна именно такая башня. Но на фронтовом фото такая башня запечатлена всего единожды (из того что мне попалось) – танк из состава 26-го ОГв.ТТП в Праге, май 45-го …. Есть еще подозрение, что танк с такой башней попал в кадр кинохроники, относящийся к зиме-весне 45-го, хотя я не уверен на сто процентов. В любом случае - башня с горизонтальным литьевым швом, для военного времени - весьма редкая.
Эти башни (только колпаки) отправлялись в основном на УЗТМ, но так же попадали и на завод №200. На этих заводах они получали крышу и ком.башенку.
Соотвественно - если на такой башне стоит ком.башенка УЗТМовского вида - значит полную комплектацию башня проходила на УЗТМ, если ком.башенка гладкая, пр-ва завода №200 - значит это башня дособрана на 200-м заводе. По внешнему виду ком.башенки возможно определить каког вида будет кормовая часть крыши башни. Если ком.башенка УЗТМ - кормовая часть будет полукруглая - для всего периода пр-ва. Если башенка гладкая, пр-ва з-да №200 - кормовая часть - граненая, для танков с конца 44-го года.