Танки ИС-1 и ИС-2. Обзор экстерьера

Индекс материала
Танки ИС-1 и ИС-2. Обзор экстерьера
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Все страницы


Подавляющее большинство танков ИС-1 и ИС-2 вышло из сборочных цехов  одного предприятия - Челябинского Кировского завода. Ремарку, связанную с эпитетом «подавляющее большинство», приходится сделать из за того, что, как часто случается, когда мы говорим о советской промышленности, периода войны,  и здесь есть свое исключение - в 45-м году некоторое число ИС-2 было собрано в Ленинграде.

 В данной статье вопросы, связанные с датами производства, спецификой сборочных заводов, специально рассматриваться не будут (не располагаю достаточной информацией, и не ставлю подобной задачи), работа посвящена другому вопросу, гораздо более насущному для моделиста - особенностям экстерьера танков ИС-1 и ИС-2.

 

Броневое литье   для производства танков ИС-1 осуществлял завод №200, расположенный в Челябинске (на территории специального механического завода №78). Скорее всего на этом заводе отливались башни, командирские башенки, носовые детали и подбашенные коробки для "первенца" из семейства ИСов. Этот же завод лил аналогичные детали для танка ИС-2. Параллельно, для этого же танка, аналогичную номенклатуру деталей лил "Уральский завод тяжелого машиностроения" (УЗТМ) в г. Свердловске.  Дополнительно, броневые отливки башен изготовлялись на металлургическом заводе "Серп и Молот" (г. Москва) и на Мариупольском металургическом заводе им. Ильича (г. Мариуполь) Оба завода подключились к производству башен с мая 1944-го года...


                                                ЧАСТЬ 1. БАШНИ

Башни производства завода №200

ИС-1

Для первой модификации ИСа (и для немногочисленных КВ-85) башни отливались на заводе №200. Единственная сохранившаяся башня того периода - на КВ-85 установленном в Автово. http://legion-afv.narod.ru/KV-85.html Отличительной чертой, помимо хорошо видных и известных - симметричной крыши, слабовыпуклой маски башни - является командирская башенка, унаследованная от "Объекта 233". Ее можно определить по вырезам на корпусе башенки, предназначавшимся для размещения стаканов антенного вывода - 

alt

                                                      Командирская башенка  ранних башен ИС-1, устанавливавшихся на танки  КВ-85

alt

Хорошо видно одно из двух углублений в теле башенки для антенного вывода.  Сама башенка унаследована от опытного танка "Объкт 233"

Так же она имеет несколько иную форму уплощений на вертикальных стенках башни. Башенка, овальная в плане, по размерам не отличается от башенок на ИС-2.
Такие башенки, помимо танка-памятника в Автово (который, сам по себе, пример  слабый - т.к. башня на нем с опытного танка) видны и на фронтовых фото КВ-85. В случае с ИС-1 - с появлением архивных фото, более высокого качетсва, так же видно, что вырезы под стаканы присутствуют.

Так же, следует обратить внимание на выпуклый "грибок" вентилятора башни - на башнях ИС-1 он был свой, специфический - опорная поверхность была шире, чем прорези под приток воздуха, длиной 130 мм. -

alt

                                                                             "Грибок" вентилятора присущий только башням ИС-1

Даже на самых первых ИС-2, если судить по фото, таких "грибков" уже не устанавливалось.

На башнях ИС-1 была технологическая выборка на нижней кромке башни, справа -

alt

                                                                    Технологическая выборка на нижней кромке башни

 

Основные отличительные черты самой броневой отливки башни, ни чем не отличаються от таковых на башнях ИС-2, про которые речь пойдет ниже.

ИС-2

Главной, хорошо видимой особенностью броневого литья башен этого завода является литьевой шов, в передней части башни, проходящий ниже скулы -


alt

                                                                                             Литьевой шов башен завода №200

На корме башен располагались характерного вида литьевые номера – в виде кода, состоящего из литеры и цифры в числителе, и двух - трехзначной комбинации цифр в знаменателе.
 На башнях ранних выпусков буквы и цифры небольшого размера, расположены в две строчки без разделительной черты - буквенно- цифровая комбинация сверху, и цифры внизу - alt

                                                                       Литьевой номер на башне завода №200 ранних выпусков

Более поздний вид литьевого номера - появилась разделительная черта и дополнительная литера -

alt

                                                            Литьевой номер завода №200 на башне поздних выпусков

Стоит особо выделить "раннюю" башню завода №200. Такая башня устанавливалась, как минимум, до середины марта 1944-го года. Ее отличительной особенностью является прилив на левом борту, в районе командирской башенки -

alt

                                                   Обратите внимание на прилив ниже командирской башенки - отличительная черта "ранней" башни завода №200

несколько иная конфигурация уширения места командира, и характерный  раскрой заднего листа крыши, в районе командирской башенки и антенного вывода -

alt

                                             Характерный вырез в заднем листе крыши, в районне командирской башенки

Такие башни комплектовались и командирскими башенками раннего типа - овальными в плане, имевшими заметные уплощения на вертикальной части (но не идентичные ком.башенке от "Объекта 233"!), смотровыми щелями длиной 12 см -

alt

                                            Командирская башенка пр-ва завода №200, устанавливавшаяся на башнях ИС-1 и на "ранних" башнях ИС-2

Литьевые номера, судя по всему, располагались в верхней части башенки.

 

На примере машины из Оверлуна можно утверждать, башни, названные мной "ранними" могли комплектоваться командирскими башенками позднего облика - сглаженными, с длинными  смотровыми щелями.

Так же, следует обратить внимание на трубку торсиона люка заряжающего  - на ранних башнях она была короче.

В последующем башни завода №200 получили форму "классического облика"  - с асимметричной крышей и с командирской башенкой, длина смотровых щелей, в которой, составляла  19 см. Сама башенка, так же овальная в плане, была более сглажена. Литьевые номера располагались, как правило на верхней части башенки -

alt

                                              Поздняя командирская башенка производства завода №200

На поздних (ассимитричных) башнях з-да №200 литьевые номера на корме башни приобрели окончательный вид - стали курпнее, грубее, избавились от горизонтальной черты между "числителем" и "знаменателем" -

поздн. номер 200-1

                                                              Поздний литьевой номер на башнях завода №200


Вероятно, ближе к концу 1944-го года, на заводе №200, стали делать граненую кормовую часть крыши башни. По крайней мере башня, собранная на заводе №200, в октябре 44-го года (танк из музея в с. Ивановское), граненой крыши еще не несет.

поздн. номер 200

                                                                          Граненая крыша на башне пр-ва завода №200

В предыдущей версии статьи много места было уделено форме кормового прилива пулемета.

Теперь, по прошествии времени, я считаю что это частный момент, напрямую  не являющийся характерным признаком, и, поэтому, я удалил данный абзац.