Tiger II. Изменения в конструкции
обсуждение на форуме tigerscorner.ru

  прототипы
V1 — 1943 ноябрь []
V2 — 1944 январь [1, стр. 30]
V3 — ??
3 5 6 12 20 25 45 80 100 120 40 60 60 35 45 Собрано в месяц
5 5 6 6 15 32 45 94 63 26 26 56 40 42 30 Принято WaA
280003 280008 280014 280020 280035 280067 280112 280206 280269 280295 280321 280377 280417 280459 280489 Fgst. Nr. на конец месяца (прибл.)
1944 1945  
   Башня январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март  
 
Башня Turm Nr.1-50 (на прототипах)
[6.3.3.1] — Originally, Krupp completed all 50 turrets for the VK 45.02 (P) with 25 mm thick fore and aft roof plates. Only the center horizontal plate <…> was 40 mm thick.
Башня Turm Nr.1-50 (на серийных машинах)
[6.3.3.1] — However, Turm Nr.1-50, installed on the production series chassis starting with Fgst.Nr.280001, were modified by cutting off the original 25 mm roof plates and replacing them with 40 mm thick plates. <…> The front roof plate was now flush with the top edge of the turret front plate, and there wasn't any 15 mm step up to the 40 mm center plate.

[4, стр. 93] — башня Turm 1-50 на заводе в марте 1945. См. фотоИсточник: Panzerwrecks 4, стр. 93
Башня Serienturm
[6.3.3.7] — Starting with Fgst. Nr.280048, completed in June 1944, the Serienturm was mounted on the Tiger Ausf. B Fahrgestell. As described in manual D656/42 dated 1 July 1944 for the Panzerkampfwagen Tiger, Ausfuehrung B, Turm Serie, there were many more changes introduced with the "Serienturm" <…>
                                                 
Кронштейны на бортах башни для навески траков Gg 26 в 2 ряда по 2 спаренных трака
[6.3.3.9] — Starting in late June 1944 <…>

Нестандартные образцы:
- http://www.tigerscorner.ru/index.php?topic=644.msg12949#msg12949
Кронштейны в 2 ряда по 3 трака Kgs 73
?? — фотографии готовых машин
!! — известна только одна машина. См. фото
                                              В полевых частях:
[6.4e] — Starting in December 1944 <…>
 
Крышка люка заряжающего. Толщина 15мм
[1, стр. 113] — Fgst.Nr.280105 законченный примерно 1944.07.24: башня Serienturm, люк 15 мм и крепления крана.
                                                               
Крышка люка заряжающего. Толщина 15мм
[5, стр. 15] — "мартовская" башня Serienturm и люк 15 мм. См. фотоИсточник: Panzerwrecks 5, стр. 15


[4, стр. 93] — башня Turm 1-50 на заводе в марте 1945. См. фотоИсточник: Panzerwrecks 4, стр. 93
Крышка люка заряжающего. Толщина 40мм
[6.3.3.10] — Starting in late June 1944, a 40 mm thick Turmlukendeckel (loader's hatch cover) replaced the 15 mm thick forged cover. The hatch opening was cut straight without a rim, greatly reducing machining time.
                                               
                                                 
Люк заряжающего. Болты крепления. Первый вариант
?? — Где посмотреть?
!! — Fgst.Nr.280080 (выпуск июль 1944) "Кубинка"
Люк заряжающего. Болты крепления. Второй вариант
?? — Где посмотреть?
!! — Fgst.Nr.280273 (выпуск октябрь 1944) "La Gleize"

[10, стр. 146] — In addition, the location of the cut in the turret roof also varied slightly, probably due to different turret manufacturers
 
Schaulock (viewing port)
[6.3.3.1] — At least 16, but not all 50, of the original turrets fabricated for the VK45.02 (P) had a hole cut in the left turret side for the commander's Schaulock (viewing port). <…> in November 1942, a plug was welded into the hole intended for the Schaulock.
                                                                             
  [6.3.3.1] — Covered by Zimmerit on production series Tiger II, this plug was only discernible as a flatter circular area in the curved turret side.
   
Планка-водоотлив у верхней кромки лобовой детали башни
[6.3.3.1] — The turrets for the production series were further modified by adding a square deflector bar which was welded across the front of the turret roof.

V2: планка не нужна. Крыша башни ниже кромки лобового листа.
Turm 1-50: См. фото
Seriemturm: См. фото
   
Turm 1-50. Водосток справа от люка заряжающего
См. фото

[6.3.3.1] — <…> a drain channel was cut into the top of the 40 mm roof plate to the right of the loader's hatch.

?? — Когда исчез водосток?
!! — [10, стр. 132] The draining groove from the loader’s hatch opening was no longer manufactured as one of the crane sockets was welded on its site. Пример: [9, стр. 38] sPzAbt.503 FHH. См. фотоИсточник: Panzerwrecks 11, стр. 38
                                                                                 
                                           
Гнёзда 2-х тонного крана. "Ранний" вариант
[6.3.3.6] — Starting in June 1944

в полевых частях:
[6.4a] — Starting in June 1944

?? — самая поздняя машина
!! — sPzAbt.503 FHH. Самые первые машины без циммерита. Поэтому — сентябрь.
Ссылка: tiif.de
Гнёзда 2-х тонного крана. "Поздний" вариант

!! — Подробнее посмотреть можно на Fgst.Nr.280273 (машина из La Gleize)

См. эскиз
                      ?? — самая ранняя машина
!! — sPzAbt.503 FHH, башенный номер "233". [1, стр. 114] — выпуск август / начало сентября.
                                       
Проволочный прицел для командира
[6.3.3.5] — Starting in May 1944, a Zielstachel (forward blade sight) was mounted on the left front corner of the turret roof. The Kimme (rear sight consisting of two wires) was welded to the armor cover for the periscope. The commander was to use this rough sight to determine when the gunner was aligned on selected targets instead of using the azimuth indicator ring in the cupola which the blade sight replaced.
См. вид сверхувид спереди
                                               
Стандартный задний люк башни Serienturm
?? — самая поздняя машина
!! — sPzAbt.510, машина из Holzhausen.
 
Задний люк изменён
- ??
                                !! — ssPzAbt 501. Башенный номер 204. "Новый" задний люк. Обычные бронировки торсионов.
Подразделение получало машины с 1944.10.17 [2, стр. 255]. Эта машина потеряна 1944.12.25.
                                                               
Бронирование торсионов заднего люка
[6.3.3.13] — Starting in August 1944 <…>

?? — самая поздняя машина
!! — мартовские башни на заводе

?? — «мартовская» машина с длинными бронировками
«Короткие» бронировки
?? — самая ранняя машина с «короткими» бронировками
!! — sSSPzAbt.503, машина в Берлине. Подразделение получало Tiger II 19 октября 1944 и 11-25 января 1945. Поэтому — январь
См. фото
                                                     
Крепления индикаторов отравляющих газов
[6.3.3.11] — Wegmann stated that the modification would be implemented in the production series starting with the 98th turret, completed about 9 July 1944.
                                                                                                       
Козырёк над отверстием прицела
[6.3.3.14] — In September 1944, the armor manufacturers were ordered to initiate a modification by welding an inverted U-shaped guard over the gunsight aperture. <…> Due to the backlog of turrets already delivered by the armor manufacturers, this modification did not routinely appear until January 1945.
                                                                                                                       
Крепёж маскировки на бортах башни

[6.3.3.18] — Starting in March 1945 <…>

?? — фотографии готовых машин
!! — известна только одна машина. См. фото
   Ком. башенка январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март  
 
Командирская башенка крепится к крыше башни с помощью кольца и 13 болтов
Ком. башенка крепится сваркой
[6.3.3.7] — Начиная с Fgst.Nr. 280048 в июне 1944
Командирская башенка крепится к крыше башни 13-ю болтами и 7-ю сегментами

[6.3.3.12] — Starting in August 1944, a redesigned Kommandantenkuppel was mounted in a machined recess in the turret roof and fastened by seven bolts tightened against seven arc segments on the underside of the turret roof.

- «redesigned». Может быть «редизайн» означает появление желобков и креплений навеса от дождя?

- «seven bolts tightened against seven arc segments». На стр. 115 чётко видно, что сегментов 7, а болтов 13. Там же появляются желобки, которых нет на чертеже на стр. 90.

!! — машина в Кубинке. Ком. башенка приварена. Желобки есть.

- в таблице Jentz-а — с начала августа
                                               
Командирская башенка. Желобки
[10, стр. 133] — The commander’s cupola on the production turret had 3 draining grooves
 
Командирская башенка. Кольцо для крепления зенитного пулемета
- Здесь фотки мартовских машин с кольцом
 
Ком. Башенка. Крепление пулемёта — штырь
[6.3.3.16] — Starting in March 1945 <…> a single post (80 mm high, 25 mm diameter) was welded to the left front periscope guard <…>
                                                                                                                     
                                                         
Стопор люка командирской башенки
См. эскиз
Стопора нет — [1, стр 110] Fgst.Nr. 280101 (машина из музея в Мюнстере)
Стопор есть — [1, стр 113] Fgst.Nr. 280105 выпуск 27 июля 1944. См. фотоИсточник: «VK45.02 to Tiger II» стр. 113


!! — На Fgst.Nr. 280105 планка, кажется, приварена сверху встык (см. фотоИсточник: «VK45.02 to Tiger II» стр. 113) , но у других она же наложена сбоку. См. фото
   Пушка январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март  
 
Бинокулярный прицел TZF 9b/1
[6.3.3.3]
Монокулярный прицел TZF 9d
[6.3.3.3] — On 2 February 1944, Oberstlt. Crohn (Wa Pruef 6 IId) informed Krupp that in a short time only monocular instead of binocular sights would be installed in Tiger turrets. He requested that Krupp propose a suitable shot-proof armor plug to reseal the left opening that had already been bored in the turrets. <…> Starting in April 1944, monocular T.Z.F.9d gun sights replaced the binocular T.Z.F.9b/1 gun sights in turrets completed by Wegmann.

- в таблице Jentz-а — с начала апреля
 
Моноблочный орудийный ствол
Орудийный ствол из 2-х секций
[6.3.3.4] — With the cancellation of the VK45.02 (P) project there was no longer any rush and production was converted to assembling 8.8 cm Kw.K.43 L/71 with sectional gun tubes by March 1944. The 8.8 cm Kw.K.43 L/71 mit geteilte Rohr was mounted in completed Tiger Ausf.B (Fgst.Nr.280018) before the end of April 1944 <…>

- в таблице Jentz-а — с начала апреля
[6.3.3.4] — (Fgst.Nr.280035 and 280037) produced in late May and early June 1944 were outfitted with monobloc guns                                                                                
 
Дульный тормоз «раннего» типа
[6.3.3.4] - фото Serien Turm c «ранним» дульным тормозом
Дульный тормоз «позднего» типа
[6.3.3.4] — <…> Starting in June 1944, a lighter, smaller muzzle brake was fitted to the sectional guns. Originally, a replaceable, caliber diameter ring was threaded into this lighter muzzle brake, but this was discontinued in July 1944

- «ring <…> was discontinued» — Нет подтверждений. [ссылка: tigerscorner.ru]
                                               
Serienturm. Маска пушки «Тип 1»
Можно увидеть на самых ранних башнях (машина в Кубинке) и на самых поздних ([1, стр. 135] — «мартовские» башни на заводе)

См. эскиз
                   
Serienturm. Маска пушки «Тип 2»
?? — какая машина самая ранняя?
!! — sPzAbt.503 FHH, башенный номер «200». См. фото 1, фото 2 Ссылка: tiif.de
Второе фото [1, стр. 116] подписано как "выпуск конец августа — начало сентября"
   Корпус январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март  
  Выхлопные трубы изогнутые
 
Выхлопные трубы прямые
[6.3.2.5] — some of the production series Tiger Ausf.B completed in January through March 1944 still had straight exhaust pipes.

[фото] — Два варианта. Крышка на 4-х или 5-ти штырях
[6.3.2.5] — FgstNr.V1 and V2 had bent pipes <…>
- фотки прототипа с изогнутыми выхлопами из книги Тройки

[6.3.2.5] — To prevent hot exhaust gases from being sucked into the cooling system, the straight exhaust pipes with cover plates were replaced with bent pipes like those on the Panther.

- в таблице Jentz-а — с начала февраля.

- FKL 316. Башенные номера: 1 и 11 — «угловатые» изогнутые трубы и (!) колпак шнорхеля.
   
Кожухи выхлопных труб из листового металла
[6.3.2.5] — Production series Tiger Ausf.B completed up to May 1944 also had a sheet metal heat guard surrounding both types of exhaust pipes.

в таблице Jentz-а — до середины мая.
                                                                                     
 
Бронеколпак над отверстием шнорхеля
[6.3.2.4] — <…> was installed in only a few Tiger Ausf.B produced up to March 1944.

- «only a few». Были машины, выпущенные до марта 1944, без колпака шнорхеля?
Шнорхель убрали. Воздухозаборник закрывается решёткой
[6.3.2.4] — When not installed, this air intake opening for the engine compartment was covered by a wire mesh screen held by a bolted circular flange. The support pipe for the telescoping tube was still installed underneath the rear deck, protecting the fuel filler tank and engine compartment from shell fragments. <…>
Отверстие воздухозаборника закрывается бронекрышкой на 8-ми болтах
[6.3.2.19] — Starting with Fgst.Nr.280225, completed on 10 September 1944, when the support pipe for the telescoping tube was no longer installed, the air intake opening for the engine compartment was protected from shell fragments by covering it with an armor cap that was bolted on.
                                                                                      в полевых частях:
[6.4d] — Starting in November 1944, fabricate and bolt a cap over the Lufteintritt (vent for the engine compartment) on the rear deck.
 
Вентиляторы. Плиты без крюков
?? — серийная машина без крюков
!! — Машина из Fkl 316 башенный номер "11". Бронеколпак шнорхеля и угловатые изогнутые выхлопы. См. фото
Крюки на плитах вентиляторов. Поздний вариант
?? — Есть машины с Turm 1-50 и с "поздним" вариантом крюков?
!! — Да. [6, стр. 15]

См. эскиз
Fgst.Nr.V2 с плитой без крюков.
См. фотоИсточник: armorama.com
.
Крюки на плитах вентиляторов. Ранний вариант
[1, стр. 73] — "Ранний" вариант. Одна из первых машин с "прямыми" выхлопами
 
Люки мехвода и радиста — одна «оригинальная» задвижка
[6.3.2.22] — <…> the original latch was replaced <…>
Люки мехвода и радиста — два замка и ограничители
[6.3.2.22] — The latches for the driver's and radio operator's hatches tended to get stuck. Starting with Fgst.Nr.280302, completed in November 1944, the original latch was replaced with two key locks that worked separately.

[10, стр. 137] — A limiter was added for each hatch.

?? — Fgst.Nr.280273 (машина из La Gleize), выпуск октябрь 1944 — люки одновременно 2-х типов.
!! — См. фотоИсточник: www.ss501panzer.com
— до реставрации левый люк отсутствует. Вполне вероятно, в процессе восстановления поставли чужую крышку люка.
 
Верхняя кромка ВЛД с заметной фаской
?? — где посмотреть?
!! — машины из Кубинки и Saumur
См. эскиз
Верхняя кромка ВЛД без фаски и дренажнае желобки на стыке лобовой и бортовых деталей
[10, стр. 137] — In September 1944, the upper hull side plates received drain grooves next to the interlocking joint with the upper front plate. This modification appeared on the hull drawings dated 08.06.1944. The machining of the upper edge of the upper front hull plate was simplified.

?? — где посмотреть?
!! — машины из La Gleize и Patton Museum (Fort Knox). См. эскиз
               
Отверстие для подогрева антифриза (под левой выхлопной трубой)
[6.3.2.6] — Starting in February 1944 <…>
                               
Вентиляция топливной системы — 1 трубка
[6.3.2.8] — Starting in April 1944 <…>

?? — фотки Turm 1-50, где видно трубку
!! — ??

Одна длинная трубка справа. Известно всего два примера:
- sPzAbt.503 FHH, № "213". Правая сторона — См. фото. Левая сторона — См. фото. Ссылка: tiif.de
- sPzAbt.503 FHH, № "233". Правая сторона — См. фото. Левая сторона — См. фото.


Вентиляция топливной системы — 4 трубки
[6.3.2.20] — <…> By October 1944 <…>
- в таблице Jentz-а — с середины октября
                                       
Две длинные трубки
Примеры машин с двумя трубками:
- sSSPzAbt.501, № "213". (из La Glieze)
- sSSPzAbt.501, № "222". См. фото 1, фото 2. Ссылка: armorama.com
- sSSPzAbt.501, № "313". См. фото
- sSSPzAbt.501, № "331". См. фото
- sSSPzAbt.501, № "334". См. фото. Видно следы креплений трубки?
                               
Изменение формы буксировочных панелей спереди и сзади
[6.3.2.7] — Starting in April 1944 <…> The face of the hull side extensions at the front, drilled for mounting tow shackles, was cut out to allow additional room for fitting C-hooks. The hull side extensions at the rear, drilled for mounting tow shackles, were also reshaped to allow the tow hooks to pivot upward.
                               
Вырез в верхней кромке лобовой плиты перед перископом стрелка-радиста
[6.3.2.7] — Starting in April 1944 <…>
См. эскиз
                               
Бронирование башенного погона
[6.3.3.2] — starting in April 1944.
См. эскиз
                                                                             
                                                                                                       
Люк моторного отсека. Крюк-фиксатор
?? — какая машина самая ранняя?
!! — [1, стр 128] Fgst.Nr.280404 выпуск январь 1945. См. фотоИсточник: T. Jentz, H. Doyle «VK45.02 to Tiger II», стр. 128


?? — были машины, поздних выпусков, без крюка?
!! — нужны фотки с видом сверху на надмоторную плиту

- [1, стр 16] крюк есть на чертеже Nr. 021 B 49501 от 12 января 1943
   Корпус. Обвес январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март  
 
Плоские передние крылья
См. фотоИсточник: Spielberger "Panzer Kampfwagen Tiger und seine Abarten", стр. 100
Арочные передние крылья. Рёбра жесткости на внутренней стороне
[6.3.2.2] — Starting with Fgst.Nr.280001, the Kettenabdeckung (track guards) were redesigned as curved sections with detachable side extensions for covering the wider cross-country tracks.

??: варианты креплений крыльев и боковин на «очень ранних» машинах с Turm 1-50
!!:
- два крепления в середине — См. фото
- два крепления по краям. Примеры: ?? — См. фото (источник: forum.panzer-archiv.de), 280006 — [1, стр. 74, 139], 280008 — [1, стр. 75], 280009 или 280012 — [1, стр. 76, 77].
Передние крылья. Ребра жесткости наружу
[6.3.2.23] — Starting in March 1945 <…>

- в таблице Jentz-а — с начала марта
 
Бортовые экраны. "Ранний" вариант расположения креплений
См. эскиз

Примеры:
- V1
- Fgst.Nr.280001-280005 [3, стр. 36]
- Fgst.Nr.280006 [1, стр. 139]
- Fgst.Nr.280008 [1, стр. 75]
- Fgst.Nr.280009 или 280012 [1, стр. 76, 77, 130]
- "очень раняя машина" [1, стр. 73, нижниее фото]
Бортовые экраны. "Средний" вариант расположения креплений
См. эскиз
Бортовые экраны. "Поздний" вариант расположения креплений
См. эскиз
    Пример:
- "одна из первых, если не первая" машина выпуск январь 1944 [1, стр. 73, верхние фото]
                         
 
Буксирные серьги. Крепление: болт и гайка
?? — какая машина самая поздняя
!! — sPzAbt.503 FHH, башенный номер 301. Башня Serienturm без крюков для траков, поэтому — конец июня 1944. См. фото
Буксирные серьги. Крепление: стержень и шплинт
?? — какая машина самая ранняя
!! — [1, стр 107] выпуск июнь 1944. Башня Serienturm с крюками для траков. См. фотоИсточник: T. Jentz, H. Doyle «VK45.02 to Tiger II», стр. 107
   
20-ти тонный домкрат
[6.3.2.21] — Starting in October 1944, the brackets for holding a jack were no longer welded onto the tail plate <…>

- в таблице Jentz-а — продолжается в октябре
                                             
   
Подставка под домкрат
[6.3.2.21] — <…> dropped by March 1945.

?? — самая ранняя машина без чурбака.
!! — sSSPzAbt.501 получил Tiger II с середины октября по начало декабря (источник). Среди них есть машины как с чурбаком (Fgst.Nr.280273 — машина из La Gleize), так и без него.
См. фото 1, фото 2 (тема на форуме).
                                     
   
Трос для натяжения гусениц
[6.3.2.21] — <…> dropped by March 1945.
         
                                                                                                               
Трос для натяжения гусениц. Крепления на решётках вентиляторов
?? — Есть машины вообще без троса?
!! — Крепления нет ни на борту ни на правом вентиляторе. См. фото

[5, стр. 15] — Крепления на плите вентилятора моторного отсека. См. фотоИсточник: [5, стр. 15]


Левый вентилятор: См. фото
Правый вентилятор: ???
-                          
 
   
Сетчатые экраны над воздухозаборниками (Turm Nr.1-50)
[10, стр. 129] — Soon after the introduction of the turret ring guard, protective meshes were installed

Furthermore, a tank from the 1st company of s.Pz.Abt. 503 with turret number 133 had additional mesh guards covering all the gaps under the turret bulge.
Сетчатые экраны над воздухозаборниками (Serienturm)
[10, стр. 133] — The anti-mine screens were shortened and their shape adjusted
       
Листовые экраны над воздухозаборниками
[6.4] — 28 February 1945, Wa Pruef 6 experimented with a Tiger II (Fgst.Nr.280404) by covering the air intake gratings on the rear deck with thin steel plates <…> . There is no evidence that this modification was authorized for implementation by Henschel in the production series or by the troops after issue

?? — какие есть варианты экранов на "мартовских" машинах
!!:
1. sPzAbt.502-511. Holzhausen. Передние — листовые. См. фото
2. Передние — стандартные "сетки", задние — листовые. См. фото
   Ходовая часть январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март  
 
Траки Gg 24/800/300 и звёздочка 18 зубцов
- Ведущее колесо отличалось от «мартовского»!
- два варианта траков. «Соединительный» трак: гладкий или ребристый
[link: tigerscorner.ru]
Траки Gg 26/800/300 и звёздочка 9 зубцов
[6.3.2.9] — Starting in May 1944<…>

"звёздочка 9 зубцов. Первый вариант" (отверстия для болтов под зубцами)
[10, стр 132] — описание
[10, стр 133] — чертёж

"звёздочка 9 зубцов. Второй вариант" (отверстия для болтов между зубцами)
[10, стр. 137] — описание
[10, стр. 137] — чертёж

- Второй вариант — "Karl Brommann’s tank manufactured in December 1944-January 1945" [10, стр 133]
- Оба варианта — LaGleize
Траки Kgs 73/800/152 и звёздочка 18 зубцов
[6.3.2.24] — Starting in March 1945 <…> .
- в таблице Jentz-а — с средины марта
- ведущее колесо отличалась от «раннего»!"
                                                      в полевых частях:
[6.4b] — Starting in July 1944, replace the 18-tooth with a 9-tooth drive sprocket ring (or cut off every second tooth) and fit the new double-link Gelaendeketten with its single-piece connecting link.
 
                                  [8, стр. 21] — A new single link design for the operational tracks Gelaendkette Kgs 73/800/152 was accepted for production toward the end of November 1944. This new track <…> was available <…> in March 1945.

[tiif.de, s.Pz.Abt.506, Арденны]:
Burg Reuland —1+09 в циммерите, задний люк башни: торсионы без бронировок
Moinet — тоже циммерит?
 
Опорные катки «раннего» типа
?? — какая машина самая поздняя с такими катками?

См. эскиз
                                                 
Опорные катки «позднего» типа
?? — какая серийная машина самая ранняя с такими катками?
!! — такие катки есть на протипе V2 в Бовингтоне.

См. эскиз
                                                                   
    январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март  
   
Циммерит
[6.3.4.3] — On 9 September 1944, Wa Pruef 6 Pzlllb informed the assembly firms <…> Zimmerit <…> is no longer to be applied to armored vehicles
                                                     
[6.4 c] — Starting in October 1944, field units were ordered to stop applying Zimmerit anti-magnetic coating to Panzers.
 
Базовый цвет: Dunkelgelb (RAL 7028)
Пятна: Rotbraun и Olivgruen наносят в войсковых подразделениях
[6.3.4.1] — all Tiger II had been delivered to the troops with a base coat Dunkelgelb (RAL 7028) paint and each individual unit had applied its own camouflage pattern
Базовый цвет: Dunkelgelb (RAL 7028)
Пятна: Olivgruen (RAL 6003) и Rotbraun (RAL 8017) наносят на производстве
[6.3.4.1] — 1944.08.19. Приказ OKH Wa J Rue (WuG 6) VIII
This was the order that initiated what has become known as the "ambush" camouflage pattern.
Базовый цвет: «Красная грунтовка» (RAL 8012)
Пятна: Braun, Gruen, und Gelb Deckpast (RAL 8017, RAL 6003, and RAL 7028).
[6.3.4.4] — 1944.10.31. Указание Heeres-Abnahmestelle II(K) выпущенное для MNH в Ганновере.
[там же] — Если Gelb отсутвует, в крайнем случае использовать Graue (RAL 7021)
Базовый цвет: Dunlkelgruen
Пятна: Rotbraun и Dunkelgelb наносят на производстве
[6.3.4.5]:
- 1944.11.29. Приказ OKH Wa J Rue (WuG 6) VIII
- 1944.12.20. Производителям приказано красить детали брони в Dunkelgruen (RAL 6003).
- 1945.01.23. Указ OKH Wa J Rue (WuG 6) VIII: «Готовые машины, с новым камуфляжем, должны выпускаться с 1945.03.01. Старую схему использовать по возможности дольше. Крайний срок — 1945.05.30»
                                                                      [6.3.4.4] — Примерно 1944.09.09 Tiger II (Fgst.Nr.280243) выпущен Henschel в базовом цвете «Красная грунтовка» (RAL 8012) с пятнами Olivgruen (RAL 6003) и Dunkelgelb (RAL 7028).
 
Цвет интерьера: Elfenbein
[6.3.4.2]
Цвет интерьера: «Красная грунтовка»
[6.3.4.2]
Цвет интерьера: «Красная грунтовка»
[6.3.4.2]
                                                                                                                             
                                                                                                                             
                                                                                                                             
                                                                                                                             
    Организация таблицы  
                Starting in February
С середины месяца, чтобы показать что в этом месяце, еще могла быть прошлая модификация
early June <…>up to October
Не с начала месяца, чтобы показать, что в начале еще могла быть прошлая модификация.
  Обозначения:
дата — даты, к которым привязвается модификация
факт — особенности модификации
иллюстрация
?? — постановка проблемы
!! — предлагаемое решение
[x.x.x.x] — номер пункта из «VK45.02 to Tiger II»
 
                                                          Starting in late July  
                                                                                                                             
    январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март  

Между люками мехвода и радиста, крышка вентилятора со срезом (полевая модификация?)
На лобовом листе крепления инструмента (sPzAbt.505, башенный номер 124. Машина обвешена и "допилена" в полевых условиях)
Корпус. Планки (бонки) креплений бортовых экранов. сколько вариантов?
Пистолетные порты на turm 1-50. когда заварены?
Бронировка-козырёк над перископом мехвода. Со срезом / без среза
Изменение в нижнем листе ниши башни - шип соединения с бортовым листом стал меньше в результате смотрится утопленным
Появилось подозрение, что на мартовских танках не ставили крепления для "зонтика" (http://www.tigerscorner.ru/index.php?topic=644.msg16587#msg16587)

Источники:

[1] — T. Jentz, H. Doyle «VK45.02 to Tiger II»
[2] — Wolfgang Schneider «Tigers in Combat, Vol. 2»
[3] — Waldemar Trojca «Sd.Kfz. 182 Pz.Kpfw.VI Ausf.B Tiger II "Koenigstiger", vol.I» (Trojca 12)
[4] — Panzerwrecks 4
[5] — Panzerwrecks 5
[6] — Panzerwrecks 8
[7] — Spielberger «Panzer Kampfwagen Tiger und seine Abarten»
[8] — T. Jentz, H. Doyle «Kingtiger Heavy Tank 1942-45» (Osprey New Vanguard 1)
[9] — Panzerwrecks 11
[10] — Alexander Volgin «Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B: Construction and development»


машины в музеях (www.theresearchsquad.com)
где Fgst.Nr. Turm.Nr. выпуск история
Bovington Tank Museum, Dorset, UK V2 150110   was captured in Haustenbeck
Кубинка 280080 280002    
Bovington Tank Museum, Dorset, UK
is on loan from the Defence Academy, Shrivenham
280093 280124 [1, стр. 108] completed by Henschel on or about 18 July 1944 s.SS Pz.Abt. 501, turret number 104. It was claimed by Sergeant Roberts of A Squadron, 23rd Hussars, 11th Armoured Division in a Sherman tank near Beauvais, although it had already been disabled and abandoned by its crew following damage to its tracks and final drive.
Deutsches Panzermuseum, Munster, Germany 280101 280110   Turret number 121 from s.SS.Pz.Abt 501
Musée des Blindés, Saumur, France
280112 28095(2)    
Schweizerisches Militärmuseum Full, Switzerland. This Tiger II (production turret) was previously displayed in the Thun Tank Museum, and is now on loan to the Schweizerisches Militärmuseum Full (September 2006). It will be completely restored to running condition in a long-term project. This tank was given to Switzerland by France after the war 280215      
Patton Museum of Cavalry and Armor, Fort Knox, United States.

This tank left Fort Knox on 14 December 2010, en route to the proposed US Army armor museum at Fort Benning, United States.
280243 280091 [1, стр. 121] completed by Henschel on 11 September 1944 Turret number 332 from s.SS Pz.Abt. 501. Abandoned near Trois-Ponts, it was captured by the US Army on 24 December 1944.
December 44 Museum, La Gleize, Belgium 280273   [1, стр. 126] completed by Henschel in October 1944 Turret number 213 from s.SS Pz.Abt 501. This tank was abandoned in La Gleize on 24 December 1944. The front part, about 1/3, of the gun tube is restored with a Panther gun tube and muzzle brake. It also has replica mudguards.
Wheatcrofts



Mantes-la-Jolie, France.
http://www.vexinhistoirevivante.com/memorial_tigre.html