Танки ИС-1 и ИС-2. Обзор экстерьера - Страница 6

Индекс материала
Танки ИС-1 и ИС-2. Обзор экстерьера
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Все страницы

Сварная лобовая деталь производства УЗТМ

Под спрямленный нос, производства УЗТМ, была разработана "широкая" подбашенная коробка,  ширина которой,  в нижней части (в месте сопряжения),  составляла 1856 мм.

 Корпуса со спрямленным носом, производства УЗТМ,  имели только одну внешнюю трансформацию, на протяжении всего периода производства - способ крепления нижнего лобового листа к верхнему лобовому листу, и вертикальным бортам корпуса.

Первоначально нижний лобовой лист собирался "в шип" -

alt

                                     Носовая часть из катаной брони производства УЗТМ с начала пр-ва, согласно утвержденным чертежам.

Хорошая, наглядная фотография, прошу не обращать внимания на цвет - этот танк, мстя за свой бессильный страх, изуродовал  чешский педик по имени Дэвид Черни.

Поздние машины (на текущий момент я могу говорить о корпусах выпущенных не ранее апреля 1945 г.) имели лист без вырезов, приваренный "в накладку" -


alt

                                                                            Нижний лобовой лист, не позднее апреля 1945 г.

Важным нюансом внешнего вида, поздних корпусов, выпущенных на этом заводе, были три уголка, приваренных на раме жалюзи -

alt

                              Корпус пр-ва УЗТМ. Хорошо видно три уголка, приваренных к раме жалюзи

На корпусах, выпущенных заводом №200 такого никогда не встречалось.

Петли откидного кормового люка , на корпусах УЗТМ, долгое время ни чем не отличались от таких же деталей, изготовляемых заводом №200. Возможно, они были несколько короче, но, на данный момент отсутсвует  выборка по сравнению этих позиций, и утверждать подобное преждевременно.

Ближе к концу производства форма птель откидного люка изменилась -

alt

                       Корма ИС-2 пр-ва УЗТМ поздних периодов выпуска. Новая форма петель на откидном кормовом люке и три уголка на раме жалюзи

Такие "треугольные" петли встречаются только на корпусах УЗТМ со спрямленным носом и обязательно сопровождаються тремя уголками на краме жалюзи.  Сочетание трех уголков на раме жалюзи и "старые" петли - такой вариант возможен, а вот треугольные петли, без трех уголков на раме жалюзи - нет.

                      

                        ЧАСТЬ 3. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ, МТО, И ПРОЧЕЕ....


Танки ИС-1 не имели первого услиленного балансира.

На танках ИС-1 и на ранних ИС-2 (точно период указать не готов, но есть предположение что на всех машинах с "ломаным носом") устанавливались поддерживающие катки без больших отверстий облегчения, схожие с катками КВ-1 -

alt

                                                           Поддерживающий каток ИС-1 и ИС-2 ранних периодов выпуска


В последующем устанавливались катки "классического" вида -

alt

                                              Поддерживающий каток ИС-2 , предположительно с лета 44-го года

На ранних машинах (если судить по сохранившимся машинам - минимум до марта 44-го) механизм натяжения гусеницы приваривался выско, над линией, на которой располагались ограничители хода балансира -

alt

     Левый борт ИС-2 выпуска января 44-го. Лючек и усиленный балансир появляются не ранее середины февраля 1944 г.

при этом первый ограничитель хода балансира, по правому борту, приваривался вертикально -

alt

                                   правый борт ИС-2 раннего периода выпуска. Ограничитель хода приварен вертикально.

В последующем, механизмы натяжения гусениц опустили ниже, установив их ниже линии, на которой располагались ограничители хода балансиров. Чтобы разместить правый механизм натяжения гусеницы, первый ограничитель хода балансира, по правому борту, стали приваривать наклонно -

alt

                                      Ограничитель хода балнсира, по правому борту, наклоненный к корме танка

Лючек погрузки боеприпаса и передний усиленный балансир, появляются на ИС-2 не ранее чем в феврале 44-го года.

Еще одна черта ранних машин - кнопка связи экипажа с десантом. На ИС-1 и на ранних ИС-2 она располагалась по левому борту, между кронштейнами внешних топливных баков - alt

                  ИС-2 выпуска февраля 44-го. Между внешних топливных баков видно кнопку для связи с экипажем

Питание подводилось проводом, который помещался в трубке, выведенной через окно левого воздуховода -

alt

    Окно левого воздуховода. В районе ближнего угла, накладной рамы с сеткой, виден вывод трубки с кабелем, подведенном к кнопке.

На ранних машинах кормовые габариты устанавливались на корме крыши моторного отделения, за колпаками выхлопных патрубков  -

alt

                                             Расположение габарита  и проушины для талрепа в кормовой части крыши моторного отделения


а проушины, для крепления талрепа, приваривались  в районе среза наклонного бортового листа. Такое расположение этих деталей характерно для ИС-1 и ИС-2 ранних выпусков.

В последующем, кнопку переместили на корму. Очевидно, какое то время (встречается чаще на машинах УЗТМ с ломаным носом), кнопка располагалась на срезе верхнего бортового листа -

alt

                                                           Кнопка на корме корпуса, с левой стороны.

причем трубка для кабеля подводилась из прежней точки, через окно воздуховода.

В последствии, кнопка "перекочевала" на правый борт -

alt

                                                     Кнопка на правой стороне кормы и габарит приваренный к борту корпуса

Примерно в это же время кормовые габариты перенесли с крыши моторного отделения на борта корпуса. Трубка с кабелем подводилась либо к  правому кормовому габариту, либо выводилась через щель в стыке крыши моторного отделения и наклонного кормового листа.

Такое расположение кнопки было стандартным для машин со спрямленным носом, а на машинах с "ломаным носом"  в период весны- лета 44-го определенная чехарда с ее расположением,  которою не получается привязать к заводам-изготовителям корпусов, и к периоду выпуска....

Проушины талрепов со временем были перенесены на верхний срез бортового листа. Это стало типичным для машин со спрямленным носом, но в период весны-лета 44-го встречаються самые различные комбинации.

Надмоторный люк, первоначально (на танках ИС-1 и на ИС-2 ранних выпусков) имел один рым-болт с кольцом -

alt

                                                            Надмоторный люк на ИС-1 и ИС-2 ранних выпусков

В последствии, вероятно к лету 44-го, рым-болтов стало два -

alt

                                                          Надмоторный люк позднего типа

Важной чертой танков ИС-1 и ранних ИС-2 (как минимум до середины декабря 1943-го года) было наличие трех болтов по углам наклонногого кормового листа, в верхнем ряду -

alt

                                                                            По углам наклонного кормового листа по три болта

alt

               В левом углу наклонного кормового листа видно три болта. ИС-2 с серийным номером 122-31221, декабрь 1943 г.

Танки ИС-2, выпущенные уже в январе 44-го года (возможно говорить о 16-й машине выпуска января 44-го) уже имели "стандартный" набор болтов по углам верхней части кормового листа - по два, с каждой стороны.

В заключение стоит обратить внимание на пару моментов, которые напрямую не связаны с выпуском танков ИС-2, а касаются их модернизации уже после войны, в период с 1951 -1957 гг..

 - весь период выпуска ИС-2 на нем устанавливался грязеочиститель только одного вида. Вот такой -

alt

                                                     Грязеочиститель танков ИС-1 и ИС-2

Иной вид грязеочистителя (от танка ИС-3) появился только в процессе модернизации.

- расположение замков, на круглых кормовых люках доступа к трансмиссии, в военный период, было горизонтальным, т.е. параллельно поперечным плоскостям крыши и днища танка -

alt

                   Расположение замков на круглом люке доступа к трансмиссии

На подавляющем большинстве танков ИС-2, дошедших до наших дней, на этих люках замки расположены по другому - по диоганали. Однако, ни на одном фронтовом фото, где сняты танки ИС (и самоходы на их базе) такого расположения замков не встречается.  Люки, с диоганальным расположением замков, стоят на танках ИС-3, и, очевидно,  на танках ИС-2 они появились так же, в процессе модернизации.


СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЗАВОД-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ПО

КОРМЕ?

Часто, выбирая модель для прототипа, мы видим много интересных черт и нюансов (яркий пример  - ИС-2 7 Гв.ТТБр. в Берлине, с бортовым номером №434" и именем "Боевая подруга", на корме башни), но не можем определить, какой же корпус был использован для постройки этого ИСа?

Некоторые наблюдения могут помочь в этом деле, при условии что видно корму корпуса....

Самые ранние ИСы, с ломаным носом пр-ва завода №200, имели вот такое расположение рымов на ВКД -

alt

                                         Исходное положение рымов на корме, сверху, и на откидном люке, по версии з-да №200

В это же время, машины с ломанным носом, пр-ва УЗТМ имели  несколько иное расположение этих элементов - см. верхние рымы на корме -


alt

                                 Исходное положение рымов по версии УЗТМ, на машинах с ломаным носом

Частично, такая схема, через какое то время, была принята и на заводе №200, машины со спрямленным носом  повсеместно ее демонстрируют -

alt

                          Пример изменения расположения рымов на корпусе з-да №200. Корпус поздний, петли прорезные

В данном случае, особо обращаю внимание на изменение расположение рыма на откидной части верхнего кормового листа - он расположен достаточно высоко, совсем рядом со вторым болтом, из вертикального ряда.  Теперь расположение рымов на кормовых деталях полностью отличается от аналогичного по версии завода УЗТМ.

Подобная схема появилась еще на ранних корпусах с спрямленными носами пр-ва завода №200. В частности мы это видим  на машине сентябрьского выпуска, ныне стоит в музее Fort IX Czerniakowski г.Варшава, Игорь Перепелица делал на него отличный фотообход -

alt

alt

Два фото кормы корпуса з-да №200, машина  выпуска сентября 44г. Ранний корпус с литым спрямленным носом, петли без прорезей

 Кстати, именно по этой машине фирма TAMIYA делала свою модель, и. весьма точно передала основные нюансы прототипа.

Но, вернемся к нашим баранам...

На УЗТМ продолжали двигать рымы по корме.
Со временем рымы в верхней части кормового листа передвинули еще ближе к центру, таким образом, что они стали располагаться непосредственно по сторонам от кронштейна орудия по походному -


alt

Корма корпуса з-да УЗТМ, соотвествует архивному фото танка, с гос. испытаний, выпуска августа 44-го года. Петли еще не имеют треугольного основания

И тут есть еще один нюанс - не все танки им располагали! Кронштейн введен в серию с августа 44-го, какое то толичество машин, со спрямленным носом, выпускалось без него.
Это видно и на фото ИС-2 из Лешан (совершенно чистая броня там, где должны быть приварки опор кронштейна орудия), которое я привел выше, так же встерчается на некоторых фронтовых фото. в т.ч. и периода 45-го года...

При появлении треугольных петель откидного люка, на корпусах УЗТМ, расположение рымов вначале не изменилось -

alt

Корпус пр-ва УЗТМ, лобовой лист "в шип", выпуск декабря 44-го. Это бывший памятник в Каунасе, сейчас в Нижнекамске.

Однако, самые поздние танки,(пока можно говорить об апреле 45-го), с НЛД в накладку, демонстрируют еще одно изменение в расположении рымов, на откидном кормовом люке  -

alt

Поздний вариант кормы корпуса УЗТМ. Такое расположение рымов подтверждается фронтовыми фото периода зимы-весны 45-го года.


Пример практическиой ценности этих наблюдений таков - с очень высокой долей вероятности, сейчас можно утверждать, что знаменитый танк №434 "Боевая Подруга" имеет корпус с литым носом.

Появившиеся, значительно  позже, написания этой статьи, фотографии, подтвердили правильность теоретического вывода.


434-5-1


Данный перечень нюансов не является исчерпывающим, т.к. постоянно выявляются и подмечаются новые детали. Большинство изменений во внешнем облике этого танка не привязаны к датам, эти материалы еще ждут своего исследователя в архивах....

Выражаю большую благодарность Владимиру Шайкину - создателю сайта LEGION AFV  http://legion-afv.narod.ru/, всем его авторам, которые наполняли его материалом, а так же Игорю Перепелице - за многие полезные фотообходы на его сайте http://modelizm.forum2x2.ru/forum , Олегу Леонову, Юрию Пашолоку, Александру Сергееву - за интересные дискусси и ценные материалы, а так же всем тем, кто фотографировал в разных музеях танки ИС-2 и выкладывал их в свободный доступ в Сеть. Все фотографии были использованы исключительно в некомерческих целях.

Всем большое спасибо за помощь!