Индекс материала |
---|
Танки ИС-1 и ИС-2. Обзор экстерьера |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Страница 5 |
Страница 6 |
Все страницы |
Подавляющее большинство танков ИС-1 и ИС-2 вышло из сборочных цехов одного предприятия - Челябинского Кировского завода. Ремарку, связанную с эпитетом «подавляющее большинство», приходится сделать из за того, что, как часто случается, когда мы говорим о советской промышленности, периода войны, и здесь есть свое исключение - в 45-м году некоторое число ИС-2 было собрано в Ленинграде.
В данной статье вопросы, связанные с датами производства, спецификой сборочных заводов, специально рассматриваться не будут (не располагаю достаточной информацией, и не ставлю подобной задачи), работа посвящена другому вопросу, гораздо более насущному для моделиста - особенностям экстерьера танков ИС-1 и ИС-2.
Броневое литье для производства танков ИС-1 осуществлял завод №200, расположенный в Челябинске (на территории специального механического завода №78). Скорее всего на этом заводе отливались башни, командирские башенки, носовые детали и подбашенные коробки для "первенца" из семейства ИСов. Этот же завод лил аналогичные детали для танка ИС-2. Параллельно, для этого же танка, аналогичную номенклатуру деталей лил "Уральский завод тяжелого машиностроения" (УЗТМ) в г. Свердловске. Дополнительно, броневые отливки башен изготовлялись на металлургическом заводе "Серп и Молот" (г. Москва) и на Мариупольском металургическом заводе им. Ильича (г. Мариуполь) Оба завода подключились к производству башен с мая 1944-го года...
ЧАСТЬ 1. БАШНИ
Башни производства завода №200
ИС-1
Для первой модификации ИСа (и для немногочисленных КВ-85) башни отливались на заводе №200. Единственная сохранившаяся башня того периода - на КВ-85 установленном в Автово. http://legion-afv.narod.ru/KV-85.html Отличительной чертой, помимо хорошо видных и известных - симметричной крыши, слабовыпуклой маски башни - является командирская башенка, унаследованная от "Объекта 233". Ее можно определить по вырезам на корпусе башенки, предназначавшимся для размещения стаканов антенного вывода -
Командирская башенка ранних башен ИС-1, устанавливавшихся на танки КВ-85
Хорошо видно одно из двух углублений в теле башенки для антенного вывода. Сама башенка унаследована от опытного танка "Объкт 233"
Так же она имеет несколько иную форму уплощений на вертикальных стенках башни. Башенка, овальная в плане, по размерам не отличается от башенок на ИС-2.
Такие башенки, помимо танка-памятника в Автово (который, сам по себе, пример слабый - т.к. башня на нем с опытного танка) видны и на фронтовых фото КВ-85. В случае с ИС-1 - с появлением архивных фото, более высокого качетсва, так же видно, что вырезы под стаканы присутствуют.
Так же, следует обратить внимание на выпуклый "грибок" вентилятора башни - на башнях ИС-1 он был свой, специфический - опорная поверхность была шире, чем прорези под приток воздуха, длиной 130 мм. -
"Грибок" вентилятора присущий только башням ИС-1
Даже на самых первых ИС-2, если судить по фото, таких "грибков" уже не устанавливалось.
На башнях ИС-1 была технологическая выборка на нижней кромке башни, справа -
Технологическая выборка на нижней кромке башни
Основные отличительные черты самой броневой отливки башни, ни чем не отличаються от таковых на башнях ИС-2, про которые речь пойдет ниже.
ИС-2
Главной, хорошо видимой особенностью броневого литья башен этого завода является литьевой шов, в передней части башни, проходящий ниже скулы -
Литьевой шов башен завода №200
На корме башен располагались характерного вида литьевые номера – в виде кода, состоящего из литеры и цифры в числителе, и двух - трехзначной комбинации цифр в знаменателе.
На башнях ранних выпусков буквы и цифры небольшого размера, расположены в две строчки без разделительной черты - буквенно- цифровая комбинация сверху, и цифры внизу -
Литьевой номер на башне завода №200 ранних выпусков
Более поздний вид литьевого номера - появилась разделительная черта и дополнительная литера -
Литьевой номер завода №200 на башне поздних выпусков
Стоит особо выделить "раннюю" башню завода №200. Такая башня устанавливалась, как минимум, до середины марта 1944-го года. Ее отличительной особенностью является прилив на левом борту, в районе командирской башенки -
Обратите внимание на прилив ниже командирской башенки - отличительная черта "ранней" башни завода №200
несколько иная конфигурация уширения места командира, и характерный раскрой заднего листа крыши, в районе командирской башенки и антенного вывода -
Характерный вырез в заднем листе крыши, в районне командирской башенки
Такие башни комплектовались и командирскими башенками раннего типа - овальными в плане, имевшими заметные уплощения на вертикальной части (но не идентичные ком.башенке от "Объекта 233"!), смотровыми щелями длиной 12 см -
Командирская башенка пр-ва завода №200, устанавливавшаяся на башнях ИС-1 и на "ранних" башнях ИС-2
Литьевые номера, судя по всему, располагались в верхней части башенки.
На примере машины из Оверлуна можно утверждать, башни, названные мной "ранними" могли комплектоваться командирскими башенками позднего облика - сглаженными, с длинными смотровыми щелями.
Так же, следует обратить внимание на трубку торсиона люка заряжающего - на ранних башнях она была короче.
В последующем башни завода №200 получили форму "классического облика" - с асимметричной крышей и с командирской башенкой, длина смотровых щелей, в которой, составляла 19 см. Сама башенка, так же овальная в плане, была более сглажена. Литьевые номера располагались, как правило на верхней части башенки -
Поздняя командирская башенка производства завода №200
На поздних (ассимитричных) башнях з-да №200 литьевые номера на корме башни приобрели окончательный вид - стали курпнее, грубее, избавились от горизонтальной черты между "числителем" и "знаменателем" -
Поздний литьевой номер на башнях завода №200
Вероятно, ближе к концу 1944-го года, на заводе №200, стали делать граненую кормовую часть крыши башни. По крайней мере башня, собранная на заводе №200, в октябре 44-го года (танк из музея в с. Ивановское), граненой крыши еще не несет.
Граненая крыша на башне пр-ва завода №200
В предыдущей версии статьи много места было уделено форме кормового прилива пулемета.
Теперь, по прошествии времени, я считаю что это частный момент, напрямую не являющийся характерным признаком, и, поэтому, я удалил данный абзац.